Хотя телевизионный репортаж, который в июле 1969 года увидели 600 млн человек, сохранится для потомства, оригинальные пленки со сделанными съемками затерялись в огромном архиве космического агентства США NASA.
Эти съемки могли бы изменить наше представление о высадке на Луну, предоставив более четкие изображения, чем те мутные зернистые кадры, которые тиражируются по всему миру
Они могли бы также поставить точку на теории заговоров, утверждающей, что высадка на Луну была голливудской фальсификацией.
Несмотря на свой культовый статус, телевизионные кадры были фотокопией с фотокопии.
Это результат съемок камерой с черно-белого монитора. Изображение на мониторе тоже не отражало всей полноты картины.
Чтобы гарантировать, что передача дойдет до Земли, съемки с Apollo 11 записывались на скорости 10 кадров в секунду и должны были конвертироваться в частоту 60 кадров в секунду для трансляции.
В процессе этих преобразований многие детали были утрачены.
Стэн Лебар, которому сейчас 81 год, отвечал за съемки с Apollo 11. Изображение, которое он увидел в телевизионной трансляции, было настолько мутным, что вначале он подумал, что что-то пошло не так.
"Моей первой реакцией, когда я взглянул на своего коллегу в NASA, было: "Что происходит?" – вспоминает он. – Мы решили, что случилась какая-то неполадка с конвертором".
"То, что увидел мир, и близко по качеству не приближалось к полученному с Луны изображению", – говорит Джон Саркисян из обсерватории CSIRO Parkes в Новом Южном Уэльсе, Австралия, – одной из трех станций, где велась запись оригинальных съемок до того, как их отправили в конвертированном виде в Хьюстон.
Эти пленки, хотя и были очень далеки по качеству от нормальной телевизионной трансляции, все равно были гораздо лучше, чем та видеозапись, которая есть у нас сейчас; тем более, появилась возможность обработать пленки с помощью современных цифровых технологий.
Однако вместо того, чтобы беречь запись как зеницу ока, NASA просто отправило эти съемки в архив. И по мере того, как обслуживающий персонал сменялся, уходя на пенсию и увольняясь, местонахождение пленки было забыто.
Хотя это навлекло на агентство критику, это не новая для NASA проблема.
"Я думаю, это то, что случается, когда десятилетиями функционирует масштабная правительственная бюрократия", – говорит Кит Кауинг, редактор сайта Nasa Watch ("Наблюдение за NASA").
"Это не результат злого умысла или преднамеренного саботажа, но, на мой взгляд, напрасно NASA не имеет в штате еще одного человека, чьей обязанностью было бы изучать историю агентства".
В начале текущего года команда ученых и ветеранов NASA, включая Лебара, Саркисяна и старшего инженера NASA Ричарда Нафзгера, начала разбирать архивы.
На данный момент они установили, что пленки были переданы в Национальный архив США, после чего их опять запросило NASA для хранения в Центре космических полетов Годдарда в Мэриленде.
Центр космических полетов Годдарда, кроме того, является единственным местом, где есть оборудование, пригодное для просмотра этих пленок устаревшего, 14-дюймового формата. Это оборудование предполагалось списать в октябре, пока не вмешался Нафзгер.
Сейчас эта группа надеется убедить NASA выделить достаточно сил на поиски пленки.
Пресс-секретарь космического агентства сказал: "Мы пытаемся их найти, изучая документы того времени, но это было 35 лет назад, так что задача нелегкая".
Кауинг говорит: "Насколько нам известно, она находится где-то в хорошем, сухом и прохладном месте, где ей и полагается быть, просто кто-то перепутал сопроводительные ярлыки".
"Не могу себе представить, что кто-то мог это просто выбросить", – добавил он.
Полная картина важнейших событий в России и мире. Все новости Москвы и других городов. Фото и видеосюжеты. Комментарии и оценки. Погода и курсы валют.
// www.rambler.ru