15 сентября:
-1901 год, в Париже открылся Первый Международный воздухоплавательный конгресс. Россию представлял Н.Е. Жуковский;
-1902 год, родился Владимир Михайлович Мясищев, авиаконструктор, генерал-майор-инженер. Родился в Тульской губернии. После окончания МВТУ работал в КБ А.Н. Туполева, участвовал в создании самолётов ТБ-1, ТБ-3, АНТ-20 "Максим Горький". Работал в ЦКБ-29 НКВД (на территории московского авиационного завода 156): сначала под руководством В.М. Петлякова (над созданием бомбардировщика Пе-2), а затем там же (и после освобождения) возглавлял КБ по созданию дальнего высотного бомбардировщика ДВБ-102. С 1956 г. генеральный конструктор. В 1960-67 гг. начальник ЦАГИ, в 1967-78 гг. генеральный конструктор Экспериментального машиностроительного завода (с 1981 г. его имени). Под руководством Мясищева созданы различные типы боевых самолётов (Пе-2Б, Пе-2И, Пе-2М, ДИС, ДБ-108, М-4, ЗМ, М-50), была начата разработка самолёта-носителя ВМ-Т "Атлант" и высотного самолёта М-17 "Стратосфера". На самолётах ЗМ и М- 4 установлено 19, а на самолёте М-17 "Стратосфера" - 20 мировых рекордов. В.М.Мясищев доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Ленинской премии;
-1909 год, в Москве первый в России демонстрационный полет на самолете совершил Ж.Леганье (Франция);
-1911 год, погиб французский авиаконструктор Э. Ньюпор, совершая планирующий полет;
-1913 год, родился лётчик-истребитель Герой Советского Союза М.В.Авдеев, генерал-майор авиации. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Воевал в составе 8 (6 гв.) иап ВВС ЧФ, был командиром эскадрильи. Совершил более 500 боевых вылетов, сбил 17 самолётов противника. После войны до 1964 г. служил в ВВС. Командовал дивизиями, был зам. командующего ВВС СКВО. Автор книги "У самого Чёрного моря";
-1917 год, родился планерист-испытатель А.Ю. Маноцков (погиб при испытаниях планера А-13);
-1918 год, М.М. Огородников впервые совершил перелет через Каспий из Баку в Красноводск на самолете Фарман-30;
-1921 год, родился лётчик-штурмовик Герой Советского Союза С.В.Милашенков, гвардии старший лейтенант. Участник Великой Отечественной войны с декабря 1942 г. Был командиром эскадрильи 109 гв.шап. Совершил 90 боевых вылетов. 14 июля 1944 г. в бою у с. Микуличи Волынской обл. его самолёт был подбит. Милашенков направил его на скопление войск противника;
-1922 год, НТК Главвоздухфлота принял решение о развитии планеризма в СССР;
-1922 год, родился лётчик-истребитель Герой Советскго Союза Н.Л.Трофимов, генерал-лейтенант авиации. Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 г. Воевал в составе 16 гв.иап, был командиром эскадрильи. Совершил 341 боевой вылет, в 72 воздушных боях сбил лично 14 и в группе 11 самолётов противника. После войны служил на ответственных должностях в ВВС, был начальником Управления кадров Войск ПВО страны;
-1924 год, первый полет планера АВФ-10 - первого ЛА А.С.Яковлева, летчик А.В.Сергеев;
-1925 год, родился заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза А.А. Щербаков. Участник Великой Отечественной войны, совершил 25 боевых вылетов, в 5 воздушных боях в составе группы сбил 1 самолет противника. После войны продолжал служить в ВВС. В 1953-1986 гг. на испытательной работе в ЛИИ. Испытывал на штопор и критические режимы полета самолеты МиГ-19, МиГ-21Ф-3, МиГ-23, МиГ-25П, МиГ-27, Су-7Б, Су-9, Су-24, Су-25, Як-25РВ, Як-27Р, Як-28. Всего провел испытания на штопор 22-х типов самолетов, что зафиксировано соответствующими отчетами. Эта цифра - абсолютный мировой рекорд и вполне может быть занесена в книгу рекордов Гиннесса;
-1935 год, родился О.Г.Калибабчук, заместитель Генерального конструктора (ОКБ Сухого), Лауреат Государственной премии;
-1935 год, родился заслуженный летчик- испытатель, Герой РФ Ю.Г. Абрамович. С 1959 г. работал инженером в ЛИИ. В 1965-1995 гг. на испытательной работе на заводе Знамя Труда (МАПО). Испытывал серийные МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29, Ил-103. В настоящее время зам. начальника летно-испытательного комплекса МАПО по летной работе;
-1938 год, в Евпатории в НИИ Морского управления закончились Государственные испытания ДБ-3 на поплавках;
-1944 год, родился летчик-испытатель В.Е.Голуб;
-1944 год, начало заводских испытаний вертолета «Омега-II» ОКБ И.П.Братухина, К.И.Пономарев;
-1945 год, родился штурман-испытатель Г.П.Мальцев;
-1948 год, абсолютный мировой рекорд скорости - 1079,61 км/ч., Р.Л. Джонсон (США) на самолете Норт Америкэн F-86А Сэйбр;
-1951 год, родился летчик-испытатель Е.Н.Рудакас;
-1956 год, начаты регулярные полеты с пассажирами на самолете Ту-104 по маршруту Москва - Иркутск. Открыта эра реактивной техники в истории гражданской авиации;
-1957 год, первый полет межконтинентального турбовинтового пассажирского самолета ТУ-114;
-1959 год, родился Герой России, летчик-испытатель В.Ю.Аверьянов. Окончил Ейское военное авиационное училище. С 1989 года на летно-испытательной работе в ОКБ «Сухого». Принял участие в испытаниях палубного истребителя Су-27К (Су-33). К 2001 году его налет составил 3400 часов, он освоил 40 типов самолетов. Поднял в небо Су-30МК (1.07.1997). Участвовал в испытаниях Су-17, Су-25, Су-24, Су-27, Су-30, Су-35, Су-33. Выступает с показательными программами на международных авиасалонах - МАКС, Ле-Бурже, Лима;
-1966 год, начало эксплуатации на авиалиниях большой дальности флагмана гражданской авиации СССР самолета Ил-62 конструкции С.В. Ильюшина;
-1969 год, состоялся первый полет транспортно-боевого вертолета Ми-24 (летчик-испытатель Г.В.Алферов);
-1971 год, Ленинградское ВАУ ГВФ преобразовано в Академию гражданской авиации;
-1975 год, умер авиаконструктор, дважды Герой Социалистического Труда П.О. Сухой. С 1925 г. работал в КБ А.Н. Туполева, где под его руководством были созданы: И-4 (АНТ-5), И-14 (АНТ-31), ДИП (АНТ-29), РД (АНТ-25), ДБ-1, ДБ-2. В 1940-1949 гг. главный конструктор собственного КБ. Разработал: ББ-1 (Су-2), Су-3, Су-4, Су-5, Су-6, Су-7, Су-8, Су-9, Су-10, Су-11, Су-12, Су-13, Су-15, Су-17. В 1949-1953 гг. - зам. гл. конструктора в КБ Туполева, с 1953 - гл. конструктор вновь созданного своего КБ. Разработал: Су-7 (С-1), Су-9 (Т-43), Су-11 (Т-47), Су-15 (Т-58Д), Т-4, Су-17 (С-32), Су-24 и др;
-1981 год, погиб Заслуженный летчик-испытатель CCCР Н.В.Рухлядко, подполковник. В июле-сентябре 1974 г. на полигоне НИИ ВВС в г.Ахтубинске проходили государственные испытания НАР С-25-0 и С-25-ОФ на фронтовых бомбардировщиках Су-17М. Рухлядко был ведущим летчиком по этой теме. Погиб при выполнении испытательного полёта на Су-24М;
-1986 год, первая автоматическая посадка летающей лаборатории ЛИИ с СУ ОК "Буран";
-1987 год, умер летчик-испытатель В.Н.Пашков, старший лейтенант. Окончил Армавирское ВАУЛ. Участвовал в проведении ряда испытательных работ на пассажирских и транспортных самолётах;
-1991 год, утром в Париже неизвестный летчик устанавливает абсолютный рекорд наглости и мастерства. Сначала он на самолетике с восьмиметровым размахом крыльев пролетает под сводом Триумфальной арки, расстояние между колоннами которой 14,6 м. Полетав затем над Елисейскими полями, пролетает и между северной и южной опорами Эйфелевой башни. Никому ранее не удавалось совершить подобные подвиги в один день. Полиции удается лишь установить, что самолет был похищен на пригородном аэродроме, а потом аккуратно посажен под Парижем;
-2002 год, погиб Заслуженный летчик-испытатель В.А.Лавров (на Ка-26), шеф-пилот ОКБ «Камов», полковник. Поднял в небо и провел испытания вертолетов Ка-226 (4.09.1997), Ка-60 (24.12.1999). Демонстрировал высший пилотаж на вертолете Ка-50 "Черная акула" в Бангалоре авиасалоне "Аэро-Индия-96" (3-7.12.1996), на авиасалонах МАКС. 31 июля 1997 г. во время публичной демонстрации вертолета иностранной военной делегации у летчика-испытателя фирмы Владимира Лаврова произошло соударение лопастей, но пилот сумел посадить вертолет. Погиб в полете на вертолете Ка-26.
Это сообщение редактировалось 20.09.2006 в 14:52