24 сентября:
-1805 год, И.Кашинский стал первым русским воздухоплавателем, совершившим самостоятельный полет на воздушном шаре;
-1852 год, первый полет А.Жиффара ((H. Giffard) на управляемом аэростате с паровой машиной, Франция. Первый полет Жиффар совершил на дирижабле с паровым двигателем мощностью 3 л.с. Паровая машина приводила в движение трехлопастный винт, диаметр которого составил 3, 35 м. Стартовав с парижского ипподрома, он пролетел до города Траппе 27 км со скоростью 8 км/ч. Оболочка дирижабля имела объем 2492 м3 и длину почти 44 м;
-1895 год, родился первый Главком ВВС России В.М.Ткачев. Вячеслав Матвеевич Ткачев родился в станице Келермесской на Кубани. После окончания Нижегородского кадетского корпуса поступил в Константиновское артиллерийское училище. 1 августа 1911 г. Ткачев был зачислен в авиашколу Одесского аэроклуба, в ноябре 1911 г. получил диплом пилота-авиатора по номером 65. 17 декабря 1912 г. Ткачев успешно сдает экзамен на звание военного летчика в Севастопольской школе авиации, где он прошел обучение на моноплане "Ньюпор". Карьера Ткачева была стремительной и заслуженной, одна долность сменялась другой. Начальник корпусного авиаотряда, Инспектор авиации, Начальник Полевого управления авиации и воздухоплавания при штабе Верховного Главнокомандующего (так тогда называли должность Главкома ВВС);
-1897 год, родился летчик-испытатель и ученый И.Ф.Петров, генерал-лейтенант авиации. Окончил Школу морских летчиков (Петроград-Самара). Принимает участие в испытаниях И-5 (1930), АНТ-6 (ТБ-3), Г-37, ЦКБ-11 (ДИ-6), АНТ-25 (1934), БОК-1 (1935), Сталь-7 (1936), ДБ-2А, БИЧ-14 (ЦКБ-10) (1937), БОК-7 (1939). Поднял в небо БОК-5 (31.08.1937). Освоил 137 типов самолетов. С 1930 г. Петров становится членом, а затем и председателем аварийных комиссий по расследованию летных происшествий. Был начальником ЦАГИ. Начальник НИИ ВВС и зам.нач. Главного управления НКАП. В июле 1947 г. становится начальником Летно-Исследовательского Института (ЛИИ). Первым самолет, доведенным при начальнике ЛИИ И.Ф.Петрове, стал Ту-4. С 1951 по 1962 - первый ректор Московского Физико-технического Института (МФТИ);
-1910 год, первая в России авиакатастрофа и гибель Л.М.Мациевича. В этот день Мациевич поднимал в воздух всех желающих на аэроплане "Фарман". После окончания официальных полетов, когда самолет Мациевича находился на высоте 480 м, раздался непонятный треск. После чего самолет "клюнул" носом и устремился вниз. Созданная специальная комиссия дала объяснение катастрофе: в полете лопнула одна из проводок диагональной растяжки, находившаяся перед мотором. Она попала в винт и вызвала обрав других растяжек, самолет начал деформироваться. При попытке выправить падающую машину Мациевич сорвался с сиденья и выпал из аэроплана. Гибель капитана Мациевича заставила задуматься о безопасности полетов авиаторов. После его гибели в России надолго затормозилось создание гидросамолетов и корабельной авиации;
-1914 год, образован ОАО "Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический аккумуляторный институт "Источник". В годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда, не прерывал работы по снабжению фронта автомобильными, танковыми и авиационными аккумуляторами. В настоящее время ОАО «НИАИ «Источник» является одним из крупнейших российских научно-исследовательских, проектных и технологических центров по разработке и производству как традиционных, так и новых перспективных типов аккумуляторов и батарей. Приоритетными направлениями в научно-технической деятельности института являются разработка и модернизация герметичных никель-кадмиевых, никель-водородных, никель-металлгидридных, литий-ионных, свинцово-кислотных аккумуляторов и батарей, а также водоактивируемых источников тока;
-1916 год (11 сентября ст.ст.), летчик К.К.Арцеулов впервые в мире преднамеренно ввел самолет в штопор и совершил 3 витка, доказал возможность выхода из него. По предложению летчика эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения летчиков-истребителей Отдельной Качинской авиашколы;
-1916 год, начало работы авиационного Расчетно-испытательного бюро при Аэродинамической лаборатории Н.Е.Жуковского в МТУ;
-1916 год, родился лётчик-истребитель Герой Советского Союза И.Д.Сидоров, капитан. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Воевал в составе 92 иап. Совершил 400 боевых вылетов, в 130 воздушных боях сбил лично 16 и в группу 7 самолётов противника. 5 июля 1943 г. в воздушном бою на горящем самолёте таранил истребитель противника. Пытался покинуть самолёт с парашютом, но перегорели стропы;
-1918 год, родился лётчик-торпедоносец Герой Советского Союза В.В.Пирогов, полковник. Участник Великой Отечественной войны с сентября 1942 г. Воевал в составе 24 (9 гв.) мтап ВВС СФ. Совершил 43 боевых вылета, произвёл 18 минных постановок, потопил 3 транспорта, танкер и мотобот противника. После войны служил в морской авиации;
-1919 год, родился лётчик-разведчик Герой Советского Союза М.И.Гуторов, майор. Участник Великой Отечественной войны с октября 1941 г. Воевал в составе 98 крап, был командиром эскадрильи. Совершил 616 боевых вылетов на разведку, корректировку артиллерийского огня, доставку грузов к партизанам. После войны до 1947 г. служил в ВВС. В 1951-1955 гг. вновь призван в армию. Был политработником, затем штурманом пункта управления и наведения;
-1924 год, первый полет самолета S-29А И.Сикорского. Полет проходил на высоте 300 м в течение 10 минут.
Самолет имел крейсерскую скорость 160 км/ч, максимальную - 185 км/ч. Позже он стал использоваться в чартерных рейсах и сделал много полетов для перевозки пассажиров и грузов;
-1929 год, первый полёт без визуальной ориентировки. Дж.Дулитл (США) совершил демонстрационный слепой полет (взлет, развороты над аэродромом и посадка) с использованием только бортовых приборов и сигналов радиомаяка;
-1929 год, образовано ОАО "Пирометр". В 40-х годах начал выпускать авиационные гироскопические приборы, автопилоты и системы автоматического управления для различных типов летательных аппаратов. В настоящее время АО "Пирометр" - крупное приборостроительное предприятие, выпускающее авионику для большинства летательных аппаратов, как гражданского, так и военного назначения;
-1932 год, родился Герой Советского Союза, заслуженный летчик испытатель СССР С.Т.Агапов, майор. Родился в деревне Варваровка Хвалынского р-на Саратовской обл. в семье крестьянина. Русский. В 1949 окончил Горьковскую спецшколу ВВС. С 1960 - на лётно-испытательной работе в ОКБ А.Н.Туполева. Участвовал в испытаниях Ту-128М, Ту-144, Ту-154, Ту-160. После подготовки на МиГ-21И 'Аналог', проводил заводские и эксплуатационные испытания Ту-144С и полеты с пассажирами. В июле 1983 года на Ту-144Д СССР-77114 экипаж во главе с летчиком-испытателем С.Т.Агаповым (второй пилот Б.И.Веремей) установили 13 мировых рекордов скорости и высоты полета с грузом от 5 до 30 т. (для ФАИ машина была заявлена как самолет '101'). Так 13 июля Ту-144Д с грузом 30 т. показал среднюю скорость на замкнутом 1000-км маршруте 2031,55 км/ч, а 20 июля - достиг высоты 18200 м. Жил в г.Москве. Умер 4 мая 2006 года. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени;
-1935 год, мировой рекорд затяжного парашютного прыжка - 12141 м, время падения - 167 с, прыжок совершен с высоты 13 108 м, В. Романюк;
-1937 год, мировой рекорд дальности по прямой для легких самолетов 1-й категории - 3318,198 км, А.Н.Гусаров, В.Л.Глебов на САМ-5-2бис А.С.Москалева в перелете Москва-Красноярск;
-1938 год, начался беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток (поселок Керби) женского экипажа в составе В.С.Гризодубовой, М.М.Расковой и П.Д.Осипенко на самолете АНТ-37БИС «Родина». Перелет длился 26 ч 29 мин, преодолен маршрут в 5908 км. Установлен мировой рекорд дальности полета для женщин. Летчицам за мужество и героизм, первым из советских женщин, 02.11.38 г. было присвоено звание Героя Советского Союза;
-1942 год, погиб летчик-испытатель А.Е.Фатьянов (Пе-2);
-1951 год, родился директор спец-производства ОАО «Объединение Вымпел» А.А.Аверьянов;
-1954 год, начались испытания дозаправки истребителя МиГ-15бис (пилотировал С.Н. Анохин) от самолета Ту-4 (экипаж А.А. Ефимова);
-1972 год, во время авиашоу горящий реактивный истребитель упал на кафе-мороженое в Сакраменто (Калифорния). 22 человека погибли, в т.ч.10 детей. Пилот получил легкие травмы;
-1975 год, на Ан-2 перевезен 250-миллионный пассажир. Ан-2 относится к самолетам короткого взлета и посадки. Этому самолету недавно исполнилось 50 лет. На сегодняшний день Ан-2 перевез свыше 500 млн. пассажиров и огромное количество грузов. И в России, и за рубежом Ан-2 по праву называют крылатыми тружениками. Самолет имеет ряд качеств, которые и сделали его столь популярным, - это простота, надежность, возможность эксплуатации на небольших взлетно-посадочным площадках;
-1996 год, открылась Первая Международная выставка по гидроавиации в России - «Геленджик-96». Свою продукцию на ней широко представили такие известные отечественный фирмы как: ТАНТК Бериева, ОКБ Сухого, ОКБ Яковлева, АНТК Туполева;
-1998 год, первый полет летающей лодки Бе-200 с ТРДД Д-436ТП (в Иркутске), экипаж К.В.Бабича.
Это сообщение редактировалось 24.09.2006 в 04:54