18 августа:
-1910 год, первый полет самолета постройки завода «Дукс» ("Фарман-IV"), С.И. Уточкин;
-1911 год, И.И.Сикорский получил пилотское свидетельство N 64. На своем самолете С-5 он пробыл в воздухе 36 мин 38 с, набрал высоту более 200 м, сделал пять "восьмерок". Российский императорский аэроклуб от имени ФАИ выдал Сикорскому пилотское свидетельство. Впервые имя Сикорского стало известно широкой публике;
-1913 год, родился Заслуженный летчик-испытатель CCCР В.Ф.Хапов, старший лейтенант запаса. В 1931 окончил Высшую лётно-планерную школу (Коктебель). С сентября 1945 по ноябрь 1964 - на лётно-испытательной работе в ЛИИ. Провёл испытания двигателей: АМ-3 на Ту-4ЛЛ (1952), ВД-7 на М-4ЛЛ (1956), Д-20П на Ту-4ЛЛ (1958), М16-17А на Ту-16ЛЛ (1959); испытания по отработке аппаратуры автоматической астронавигации на Ту-16 (1955); испытания головного Ту-104 (1956). Участвовал в испытаниях Ту-16 (1953), эксплуатационных испытаниях головного Ту-104 (1956);
-1916 год, родился лётчик-бомбардировщик Герой Советского Союза Г.Г.Агамиров, полковник. С 1937 г. работал пилотом в ГВФ. Участник Великой Отечественной войны с июня 1942 г. Воевал в составе Особой авиагруппы 1 ВА, 337 апдд. Командовал отрядом, затем эскадрильей. К октябрю 1944 г. совершил 218 боевых вылетов. Бомбил объекты в тылу противника, доставлял грузы к партизанам. Совершил 44 вылета с особо важными заданиями в интересах Народно-освободительной армии Югославии. После войны до 1972 г. служил в ВВС;
-1917 год, родился лётчик-бомбардировщик Герой Советского Союза А.Г.Южилин, гвардии полковник. Участник Великой Отечественой войны с июня 1941 г. Воевал в составе 9 гв.апдд, был командиром звена. К апрелю 1944 г. совершил 265 боевых вылетов на бомбардировку важных объектов в тылу противника. После войны до 1955 г. служил в ВВС;
-1918 год, родился лётчик-бомбардировщик Герой Советского Союза К.Ф.Аксёнов, гвардии старший лейтенант. Участник Великой Отечественной войны с октября 1942 г. Воевал в составе 321 (82 гв.) бап, был зам. командира эскадрильи. Совершил 130 боевых вылетов на разведку и бомбардировку. 26 марта 1945 г. в Верхней Силезии направил горящий самолёт на скопление живой силы и техники противника. При взрыве его выбросило из кабины и он остался жив. До 1946 г. служил в ВВС. Затем работал в типографии в Новороссийске;
-1920 год, родился лётчик-истребитель Герой Советского Союза В.М.Иванов, капитан. Участник Великой Отечественной войны с октября 1942 г. Воевал в составе 427 иап, был командиром звена. К сентябрю 1943 г. совершил 101 боевой вылет, в 38 воздушных боях сбил 13 самолётов противника. В 1945 г. был тяжело ранен и уволен в запас. Работал директором фабрики в Киеве;
-1920 год, родился Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель CCCР Г.Б.Вахмистров;
-1920 год, родился Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель CCCР С.Г.Бровцев, полковник (1958). В 1937 окончил Вышневолоцкий аэроклуб, был в нём лётчиком-инструктором. Участник советско-японской войны 1945 в должности командира авиаэскадрильи 534-го (по другим данным – 3-го) истребительного авиационного полка (2-й Дальневосточный фронт). С января 1947 – на лётно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС (3-й отдел, с 1961 – 4-е Управление). Поднял в небо и провёл испытания Як-24 (3.07.1952). Провёл госиспытания вертолётов Як-100 (1950), Як-100У (1950), Ми-6 (1959-1961). Провёл испытания противоштопорных ракет на Як-9, Ла-11, МиГ-15; испытания по сбросу фонаря на Ла-15 (февраль-март 1950); испытания Ми-4 на авторотации (1954), противообледенительной системы на Ан-8 (1960), Ми-6 в сложных метеоусловиях (1963). Участвовал в испытаниях Ми-1, Ми-1У, Ка-15, L-60 и других самолётов (Ил-10, Ла-7, Ла-9, МиГ-9, Як-15, Як-17) и вертолётов (Г-3, Г-4). В 1959 установил мировой авиационный рекорд высоты на вертолёте Ми-6. Погиб 16 июля 1964 года в испытательном полёте на винтокрыле Ка-22 (2-й пилот – Ю.А.Гарнаев);
-1921 год, родился лётчик-штурмовик Герой Советского Союза А.В.Дубенко, капитан. Участник Великой Отечественной войны с декабря 1942 г. Воевал в составе 622 шап, был командиром эскадрильи. К августу 1944 г. совершил 128 боевых вылетов на штурмовку. После войны продолжал служить в ВВС. Погиб в авиакатастрофе в районе Елгавы (Латвия);
-1921 год, родилась лётчик- истребитель Герой Советского Союза Л.В.Литвяк, младший лейтенант. Одна из самых результативных женщин-пилотов II Мировой войны. Её называли "Белая роза Сталинграда". Воевала в составе 586, 437, 9 гв., 296 (73 гв.) иап. Совершила 168 боевых вылетов, сбила лично 11 самолетов и 1 аэростат противника, в группе - 3 самолёта. Погибла в бою. Ее останки были найдены в 1979 г. под крылом Як-1 и захоронены возле деревни Дмитриевка. Указом Президента СССР от 5 мая 1990 г. ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза;
-1922 год, первый полет планера продолжительностью более часа состоялся в Германии. Планер 'Вампир' пилотировал летчик Мартенс;
-1927 год, родился летчик-испытатель Г.С.Тегин, лётчик-испытатель 1-го класса (1969), полковник. В 1945 окончил Горьковскую спецшколу ВВС. В 1945-1946 учился в Борисоглебском ВАУЛ, в 1949 окончил Батайское ВАУЛ. Провёл ряд работ по испытанию авиационных двигателей и самолётного оборудования на тяжёлых самолётах;
-1929 год, в США начался первые женские авиагонки над американской территорией;
-1932 год, первый всесоюзный рекорд высотного парашютного прыжка с высоты 5200 м, Б.М. Петров;
-1933 год, первый авиационный праздник на Центральном аэродроме им. М.В.Фрунзе, посвященный Дню Воздушного Флота СССР;
-1933 год, в Ярославле создан аэроклуб. Среди его воспитанников 16 Героев Советского Союза. Валентина Терешкова, получившая путевку в небо в этом аэроклубе, стала первой в мире женщиной-космонавтом;
-1935 год, первое празднование Дня Воздушного Флота СССР в Тушино (решение об этом было принято в апреле). В этот день на воздушном празднике за ТБ-1 одновременно буксировали 11 планеров. За 2 минуты из АНТ-14 и двух АНТ-9 выбросили 62 парашютиста;
-1936 год, сформирована авиация Северного флота;
-1943 год, первый полет вертолета конструкции И.И. Сикорского S-48 (США);
-1946 год, первая публичная демонстрация на параде в Тушино самолетов истребителя Ла-120Р конструкции С.А. Лавочкина с ЖРД РД-_ХЗ конструкции В.П. Глушко, вертолетов "Омега" и Г-3 конструкции И.П. Братухина, а также самолетов с ТРД МиГ-9 и Як-15;
-1946 год, первый полет реактивного истребителя Су-9 (К);
-1946 год, родился Заслуженный летчик-испытатель РФ В.П.Коростиев, Герой Российской федерации (19.11.2002), капитан. Окончил Качинское ВВАУЛ. Лётчик-испытатель Тбилисского авиазавода; испытывал серийные МиГ-21У, Су-25 и их модификации. С 1995 - заместитель начальника ЛИЦ по лётной части - начальник комплекса. Провёл испытания опытных двигателей на Ил-76ЛЛ; ряд испытательных работ на тяжёлых самолётах;
-1951 год, погиб летчик-испытатель В.Т.Буренков (на Ту-4);
-1951 год, погиб летчик-испытатель В.Ф.Любченко (на Ту-4);
-1964 год, умер летчик-испытатель В.Н.Жуков, лётчик-испытатель 1-го класса (1959), полковник. Окончил Вязниковскую ВАШЛ. Провёл испытания двигателя ВК-3 на Ту-4ЛЛ (1955). Участвовал в испытаниях Ту-16 на режимах сваливания (1958), Ан-10 на критических режимах (1958), испытаниях автопилота на Ан-8 (1958); в ряде других испытательных работ на тяжёлых самолётах;
-1965 год, состоялся первый полет вертолета Ка-26 созданного в ОКБ Н.И.Камова, В.В.Громов, В.Дордан. При проектировании Ка-26 была решена задача создания простого и легкого в управлении и пилотировании вертолета, обладающего высокой экономичность;
-1980 год, начались Государственные совместные испытания комплекса перехвата Су-15-98М (Су-15ТМ);
-1982 год, погиб летчик-испытатель Ю.В.Никулин, лётчик-испытатель 3-го класса (1981), капитан. Окончил Качинское ВВАУЛ. Участвовал в проведении ряда испытательных работ на самолётах-истребителях. Погиб при выполнении испытательного полёта на Су-9ЛЛ. Это была летающая лаборатория "Л.07-10", построенная в ОКБ им. П.О.Сухого в 1975-76 гг. на базе Су-9У №13-01 для отработки аэродинамики крыла перспективного истребителя Т-10. Ее оснастили крылом сложной формы с острой передней кромкой. Полеты на машине проводились в ЛИИ с 1977 по 1982. Самолет был потерян в катастрофе из-за столкновения с птицей на взлете;
-1988 год, погиб летчик-испытатель А.В.Щукин, летчик-испытатель 1-го класса, майор. Окончил Качинское ВВАУЛ. Провел ряд испытательных работ на самолетах-истребителях. Участвовал в испытаниях БТС-002. Погиб во время подготовки к празднику на спортивном Су-26М. Он совершил на этом самолете несколько полетов и проводил тренировки к испытаниям на штопор. По свидетельству очевидцев, Щукин сорвался в перевернутый штопор на высоте около 1000 м, некоторое время штопорил на спине, затем вывел самолет из перевернутого штопора, но вошел в обычный, из которого не вышел - высоты не хватило;
-1989 год, впервые на авиационном параде в Тушине приняли участие самолеты Су-27 и Су-28;
-1992 год, в августе - первая демонстрация Ан-124-100 «Руслан», выпущенного ОАО «Авиастар» на авиасалоне в Фарнборо;
-2004 год, выкатка обновленного самолета Руслан Ан-124-100М-150.
Это сообщение редактировалось 18.08.2006 в 05:59