Расчет старшего лейтенанта РЛС ПВО ДВВО Олега Пахомова обнаруживает над Камчаткой неизвестный самолет-нарушитель. По команде Пахомова с камчатского аэродрома Елизово в воздух поднялся истребитель-перехватчик, пилотируемый майором Василием Казьминым.
— Ни хрена себе, коломбина, — были первым сообщением пилота на землю, когда в темноте он догнал и разглядел нарушителя. На так называемом «рубеже возврата» Казьмин, выматерившись открытым текстом в эфир, поскольку внятных команд с земли не поступало, повернул свой самолет на базу. А «Боинг-747», не меняя курса и высоты, растворился в ночном небе над Охотским морем.
Самолет Казьмина выруливал по посадочной полосе, когда разбуженный звонком дежурного, командующий Тихоокеанского флота В.В.Сидоров прибыл в штаб флота. Там его уже ожидали другие офицеры-штабисты. Здесь на командном пункте был развернут пост, получавший всю информацию о нарушителе. Когда самолет вышел в район Охотского моря, офицеры стали строить догадки: самолет будет уходить или через острова Курильской гряды, или через Сахалин. Последнее слово осталось за командующим флотом: «...нарушитель будет выходить через Курилы. Все средства привести в боевую готовность...»
Жан-Мишель Барде, командир 747 Эрфранс:
Три системы навигации , каждая работает автономно, не могли привести к столь
грубой ошибке.Макс. ошибка не может превышать 5-10 км.
Самолет оборудован радаром, на котором превосходно видна земля и отличить ее
от воды может даже
пассажир.
DC-8 в июле 1968 г., имея на борту более 100 военнослужащих армии США, пересек границу в районе Курильских островов. В 9:01 по тревоге были подняты истребители ПВО, которые попытались принудить DC-8 к посадке на один из советских аэродромов, но тот продолжал лететь своим курсом, не подчиняясь командам. И только когда на помощь пришла еще одна пара перехватчиков, экипаж DC-8 проявил уступчивость. Уже в 10:40 американцев посадили на один из военных аэродромов на острове Итуруп. После расследования обстоятельств происшествия самолет, экипаж и все пассажиры были выданы властям США.
25 мая 1968 г. в Норвежском море пропал советский самолет-разведчик Ту-16Р. О его судьбе ничего не известно, связь с самолетом пропала сразу же после доклада экипажа о том, что в таком-то районе обнаружен американский авианосец "Эссекс". Есть подозрения, что он был сбит ВМС США, но американцы отрицают свою причастность к исчезновению Ту-16Р.
Другой советский разведчик типа Ту-95РЦ, вылетевший в Норвежское море и далее в Атлантический океан, пропал без вести 4 августа 1976 г. в районе острова Ньюфаундленд. И так же - без следов. В патрульном полете в Атлантике Ту-95 был подвергнут перехвату тремя истребителями F-4 Phantom ВМФ США. Один из них, совершая рисковый пролет под крылом советского самолета, врезался хвостом в крыло Ту-95. Экипаж F-4 катапультировался, а советские летчики с трудом довели поврежденную машину до базы и посадили.
В конце марта 1983 г. три ударные авианосные группы вошли в воды Алеутских островов у советской Камчатки, где провели трехнедельные учения. А 4 апреля американцы предприняли беспрецедентную акцию: 6 самолетов А-7, поднявшихся с авианосцев "Мидуэй" и "Энтерпрайз", вторглась на глубину от 2 до 30 км в воздушное пространство СССР и провела условное бомбометание по территории острова Зеленый в группе Курильской гряды. Командир ИАД ПВО, боясь ответственности, так и не поднял в воздух дежурные истребители своей части - страх инициативы и нерешительность командиров стали детищем брежневской "реформы".