О безопасности троса от внешних воздействий (метеоритов, мусора, радиации).
Странно видеть на рисунках художников лифт, висящий на ленте – самой уязвимой для внешнего воздействия форме (отношение площади к объему максимально возможное). Почему ленту нельзя свернуть в рулон/жгут??
Вероятность внешнего воздействия уменьшится во столько раз, во сколько уменьшится площадь поверхности.
Конечно, все спутники и мусор пролетают через плоскость экватора. Как, к стати сказать, и любую другую плоскость.
Но совсем не обязательно чтобы это произошло (восходящий или нисходящий узел орбиты совпал с тросом в момент пролета) именно в точке стояния троса. Более того, вероятность попадания в трос диаметром максимум несколько сантиметров ничтожно мала. Действительно большая часть мусора и ИСЗ находятся на высотах от 500 до 1500км, а сечение троса на этих высотах небольшое. Вероятность их встречи примерно такая же, как для свободно летающего спутника таких же размеров. Если считать опасное сечение 1000км на1см, то это примерно как для шара диаметром 100м.
Выход - использовать на опасных высотах несколько параллельных, разнесенных в пространстве на метры тросов с возможностью замены поврежденных участков. Или поднимать трос выше 1500км.
А действительно, почему нужен именно лифт, закрепленный на Земле, а не свободно летающий на ГСО космический кран?
Поскольку главная задача удешевление вывода, а не рост грузопотока? Вот где простор для инженерных фантазий!
Запускаем на ГСО бобину с тросом. Направляем крюк, висящий на тросе к Земле. Далее под действием градиента гравитации трос сам начинает разматываться в сторону земли. Бобина, естественно, по законам небесной механики начинает отодвигаться от Земли, так что общий центр масс системы остается в первоначальной точке.
Кроме того, бобина может раскручивать маховик, запасая энергию на последующий подъем троса!
Пустая бобина будет служить противовесом тросу, т.е. можно уменьшить его длину за счет увеличения массы бобины.
А зачем нам опускать до поверхности? Связываться со штормами, ураганами, молниями тропосферы?
Опустим до высоты в 20км! Самолет типа М-55 Геофизика, с грузом над фюзеляжем, радаром направим на крюк с ответчиком. Конечно, желательно для передачи груза, чтоб крюк не висел неподвижно, а двигался со скоростью допустимой для полета самолёта, скажем при операции дозаправки в воздухе, допустим 200м/с. Отлично! Долой ГСО, да здравствует квазистационарная орбита. Пусть бобина с тросом выписывает восьмерки от 50сш до 50юш. Нам проще выводить с Байконура. Ловим крюк над своей территорией.
Далее операция подцепки груза на летящий крюк – не сложнее дозаправки в воздухе.
Итак, груз на крюке, но не отцеплен от самолета.
И тут начинается интересный момент. Что будет, если летчик начнет постепенно сбрасывать газ и отдавать ручку от себя? Центр масс системы начнет постепенно опускаться, т.е. спутник как бы начнет переходить на более низкую орбиту, неизбежно по законам небесной механики, увеличивая орбитальную скорость. При этом скорость относительно поверхности Земли и атмосферы может, как увеличиться, так и уменьшиться в зависимости от начальной орбиты.
Действительно, пусть начальная орбита выше ГСО и в плоскости экватора (для простоты понимания) и крюк отстает от поверхности Земли, после подцепки центр масс оказался на высоте ГСО (допустим) тогда груз с крюком остановятся в этой точке относительно поверхности и атмосферы.
Но вернемся к 24 часовой орбите наклонением 50град.
После подцепки самолет может отделиться от груза, а может и не отделяться, а быть поднятым с ним на несколько десятков километров из плотной атмосферы. А через 12 часов описав половину восьмерки быть опущенным в неё где-нибудь над Южной Африкой. Кран, в отличие от лифта, может не только поднимать, но и переносить грузы. Можно подобрать и другие трассы опоясывающие Земной шар.
Но вернемся к выводу груза на орбиту - наматывая/отпуская трос можно не только поднимать, но раскачивать груз. Вплоть до полного оборота вокруг центра масс. Как на качелях. Тогда бобина окажется между землей и грузом.
Все, устал писАть,
При прочности материала 170ГПа и плотности 0,5г/см3 масса троса длиной 80000км составит 45т, грузоподъемность 17т. Диаметр – чуть более 1мм.