Если уж сравнивать "Ураган" и "Сокол" то необходимо дать оценку проекту
ОЦЕНКА ПРОЕКТА
Оценку проекта 1240 шифр «Ураган» МРК-5 необходимо давать в первую очередь как унифицированной энергонасыщеной платформы обладающей крыльевой схемой с АУПК, так как установленное на нём вооружение хотя и было в те годы мощным и современным но оно уже было опробировано на серийных МРК проекта 1234 шифр «Овод».
Крыльевая схема «Тандем» с САУПК «Стрела» состоящая из глубоко погруженных ККУ и НКУ с элементами пересекающими поверхность воды впервые была применена в мировой практике кораблестроения и позволила поднять на крыло, обеспечить устойчивое движение на скоростях выше 50 узлов на развитом волнении моря в 5 баллов ,благодаря компановки схемы, корабль легко выходил на крыло практически под любым курсовым углом к бегу волны время выхода составляло в зависимости от к\у от 45 до 72 сек. При режиме работы ГГТА 0.6 Н движение в крыльевом режиме устойчивоё при всех к\у, на кормовых к\у увеличивался крен и дифферент появлялся так называемый эффект подхвата волны, датчики высотомеров «Предел» и «Стриж» расположенные в носу корабля настроены таким образом что диаграмма направленности луча смотрела вперёд по ходу корабля и сигнал передоваемый в САУПК не всегда соответствовал фектическому набеганию волн. Так же следует отметить возможность движения в крыльевом режиме в там числе и на волнении с частично отключенной системой гидравлики на исполнительные механизмы управления плоскостями и закрылками. При волнении моря до трёх баллов благодоря элементам пересекающим поверхность воды корабль уверено ходил с полностью отключенной системой гидравлики за исключением рулей которые запитывались от навесных НП-52 расположенных на валах ГГТА.
Применение на корабле ГГТА типа «М-10» с всережимным нареверсивным автоматизированным газотурбинным двигателем «Д 050 Л» суммарной мощностью 36000 л.с. передающим через систему горизонтальных и вертикальных валов и угловой редукторной передачи вращающий момент к нижним редукторам с тянущим и толкающим винтам фиксированного шага позволило обеспечить корабль небходимой мощностью обеспечивающей выход на крыло и движение в крыльевом режиме в диапазоне скоростей 9-60 узлов. Высокая готовность ГГТА к развитию полного хода улучшала боевые характеристики корабля . Так запуск ДПХ производился в течении 2 минут, режим прогрева составлял 3 – 5 минут , выход на 0.3 Н 1.5 мин. Выход на полную мощность 0.5 мин всего с момента отдачи команды на запуск ДПХ через 8 мин. Корабль развивал полный ход. Обкатанная на МРК пр. 1240 эта установка в дальнейшем использовалась на РКВП проекта 1239.
Двигатели малого хода состоящие из дизель-редукторного агрегата «ДРА-211» и водомётных движетелей ГД-1240 обеспечивали движение корабля в водоизмежающем положении как с поднятыми КУ так и с опущенными на коротких переходах морем а так же маневриврование при проходе узкостей и в швартовом режиме, их использовании позволяло кораблю безаварийно маневрировать на швартовках в самых стесненных условиях не взирая на большую парусность с поднятыми КУ, ДМХ были настолько надёжны не имели отказов за всё время эксплуатации.
К недостаткам проекта следует отнести его сложность в эксплуатации, особенно электромеханической установки, не смотря на практически полную автоматизацию в использовании чему специалисты экипажа обучались за определенное время, остовалась низкая ремонтопригодность автоматики, навесных агрегатов, УРП, нижних редукторов исполнительных механизмов КУ ПЭГС (приводов электро гидравлических следящих). Любое подозрение на несправность или отказ требовало привлечения специалистов завода изготовителя. Агрегатная замена механизмов без представителей промышленности была невозможна а отдельных и с нарушением конструкций корпуса, технологическими вырезами.
Подьём, опускание КУ согласно инструкции проводился на стопе, в процессе эксплуатации корабля по согласованию с конструкторами при волнении моря до 3 баллов подьём и опускание проводились на ходу, а взятие КУ на стопора на стопе. Время затрачиваемое на этот процесс существенно уменьшилось но все равно составляль до 15 мин. В это время корабль фактически остовался неподвижным.
Основные требования ТТЗ были воплощены в проекте 1240 успешно . Корабль получился удачным настоящий мореход с большой скоростью ходил по штормовому морю,а так же применял все виды оружия . Что существенно расширяло боевые возможности малых кораблей, позволяло им решать свойственные задачи в любых условиях обстановки. Фактически делала малый, «москитный» флот всепогодным . Особенно важен этот фактор при организации ПВО. Из истории войн и военных конфликтов известно что наибольшую угрозу малым кораблям и катерам составляла авиация противника наносящая существенный урон численному составу, во время ВОВ единственным средством защиты для малых кораблей и катеров от ударов авиации была большая скорость и маневр уклонения. Высокая скорость МРК пр.1240 позволяет выполнить маневр уклонения от применяемому по нему оружию, когда корабль имеет возможность в секунды изменить такие важние параметры в наведении и прицеливании примененного по нему оружия как скорость и угловое перемещение, это дает ему возможность избежать боевого поражения.
Стабилизированная платформа в условиях штормового моря при максимальных кренах до 1.7 градусов и дифферентах до 3.5 позволяет эффективно использовать зенитно-ракетное, артиллерийское оружие, средства РЭБ в целях самообороны, а так же средства радиотехнической разведки для обнаружения, наведения, целеуказания и управления совместными боевыми действиями.
Высокая скорость хода МРК пр.1240 позволяет стремительно проводить тактическое развертывание ТГ, КУГ в огневые позиции, расширяет возможность организации ракетных ударов с разных направлений , немаловажный фактор при форсировании минных заграждений и рубежей ПЛО в период развертывания сил флота.
Подьёмные крыльевые устройства существенно облегчают систему базирования на морских регионах страны, позволяют базировать корабли, соеденения кораблей проекта 1240 в мелководных бухтах и реках, а так же проведение ремонта агрегатов и исполнительных механизмов крыльевых устройств без постановки в док.
Высокая степень автоматизации позволяла существенно сократить количество экипажа и
И избежать многочисленной аварийности в эксплуатации вооружения и технических средств корабля связанных с ошибками обслуживания экипажа .
В ходе строительства и испытаний МРК проекта 1240 в ЦМКБ «Алмаз» проводились конструкторские проработки по улучшению качества серийного проекта. Рассматривались современные виды вооружения и техники находящиеся в стадии разработки, проектирования и строительства ,применительно к проекту 1240. Прорабатывались варианты замены ударного оружия 4 ПКР «Малахит» на 16 ПКР «Уран», 4 ПКР «Москит», 8 ПКР «ОНИКС», ЗРК «Оса-м» на «Оса-МА», ЗРК «Кортик», ЗРК «КИНЖАЛ» с трёхкоординатной РЛС «Позитив-М», Радиотехнического РКС «Дубрава-1240» на РЛК «Монолит»
Так же для серии МРК 1240 предусматривался береговой технический экипаж состоящий из офицеров, мичманов, рядового состава специально подготовленного для технического обслуживания данного проекта. Один экипаж на 3 корабля.
Основной экипаж принимал корабль в базе, готовил его к бою и походу, выходил в море отрабатывать задачи БП, возвращался в базу , передавал корабль техническому экипажу вместе с замечаниями по работе техники и убывал в казармы где продолжал учёбу в классах и на тренажерах. Сама идея была очень привлекательной но к сожалению не осуществилась.