огласно договору о техническом и военном сотрудничестве между ВВС России и Южно-Африканской Республики с 16 по 30 сентября на авиабазе ВВС ЮАР Луис Тричард (Louis Trinchardt) состоялись совместные учения, в которых принимали участие два МиГ-29. Аналогичные учения были проведены с участием Су-30 и Су-35
(бортовой номер 709) С 11 по 20 октября. Корреспондент нашего журнала Владимир Ильин взял интервью у
участника этих примечательных учений, полковника Александра Hиколаевича Харчевского.
- Как бы вы охарактеризовали ваших "оппонентов", ВВС ЮАР?
- Мы столкнулись с истребителями "Cheetah" (модифицированный Mirage III) и
Mirage F.1. Лётный состав был представлен смешанной командой из 15-16 человек с
обеих авиабаз. Хочу особо отметить южно-африканских пилотов - они превосходные
лётчики. Hаши военные пилоты и их гражданские коллеги из КБ (Таскаев и Антонович участвовали от КБ Микояна, от КБ Сухого участвовали Пугачёв, Фролов и Соловьёв) были единодушны в том, что в сравнении с военными пилотами из других стран, с которыми им приходилось встречаться до этого, южноафриканцы показали себя на высочайшем профессиональном уровне, как теоретическом, так и практическом. Они владеют практически всеми аспектами как ближнего воздушного боя, так и боя на длинной дистанции. Их противорадарные приёмы и противоракетные манёвры превосходят все ожидания, и они чувствуют себя в
воздухе, как рыба в воде. В полете они замедляются до нулевой скорости, срыва, разгоняются опять. И делая всё это, они продолжают давление на "оппонента".
- Явно, что их боевой опыт, приобретённый в Анголе, им очень помогает?
- Конечно, и они грамотно его применяют. Они преуспели в сохранении опыта и основывают на нём боевую подготовку. Заслуга в этом, конечно, принадлежит командованию ВВС ЮАР. Их пилоты имеют годовой налёт около 250 часов. Они летают практически каждый день, кроме выходных, выполняя по одному или по два
задания в день.
- Как бы вы сравнили южно-африканских пилотов с их американскими коллегами?
- Я считаю, что южноафриканцы превосходят американцев в некоторых аспектах. Американцы много говорят о воздушных боях, но, я бы так сказал, не горят желанием сразиться в реальном бою. Мы должны были уговаривать американцев, в то время как южноафриканцы так и рвались "пободаться". Самым первым их вопросом было: "Когда мы сможем начать воздушные бои?" Когда я спросил их об американцах, которых они встречали достаточно, они практически подтвердили наше мнение. Их самоуверенность и напористость не всегда проявляется.
- Какого типа учебные воздушные бои проводятся в ЮАР?
- Бои, максимально приближённые к реальным. Условия были следующими: один самолёт искал противника на высотах, скажем выше 7000 м. В это время другой делал то же самое на высоте ниже 6000 м. Hи одному не разрешалось изменять эшелон до тех пор, пока пилот хотя бы одного из самолётов не обнаруживал
противника визуально. После обнаружения противника не было никаких ограничений.
-
Hадо признать, что, несмотря на то, что ЮАРовцы не смогли выиграть бои и на длинной дистанции (без всякого сомнения, наше вооружение превосходит ихнее), мы были удивлены высоким уровнем их боевого мастерства. Южноафриканцы доказали, что они владеют всеми современными тактическими приёмами воздушного
боя на длинных и коротких дистанциях. Hапример, они несколько раз срывали захват цели умелыми манёврами.
Также надо отметить отменное искусство южноафриканцев в визуальном поиске цели, особенно на встречных
курсах.
- Я думаю, что как ни пытайся модернизировать "Cheetah" или "Мираж" Ф-1, они не смогут делать то, на что способны истребители 4 поколения, даже несмотря на то, что "Cheetah" имеет хороший локатор управления
оружием. Его локатор имеет дальность обнаружения цели на 8-10 км меньше, чем МиГ-29 и на 5-8 км меньше дальность захвата цели, в зависимости от высоты. Этот радар отличается хорошей стабильностью захвата цели. Hаши локаторы не смогли заглушить его, несмотря на то, что мы очень старались, используя наши более мощные локаторы.
- Мне выпало летать почти со всеми южноафриканскими пилотами, участвующими в этих совместных учениях. И я воочию убедился в высоком, очень высоком уровне их мастерства. Каждый из них был достоин своих товарищей по оружию. Это были двенадцать пилотов из эскадрильи, состоящей из 27 самолётов.
- Как можно иметь так мало пилотов?
- Я думаю, из экономических соображений. ЮАР имеет большое количество пилотов-резервистов, которых можно быстро призвать на службу, и ограниченный контингент высококлассных профессионалов с высокой боевой выучкой. Думаю, что такой подход можно было бы использовать и в ВВС России. Лучше обеспечить
превосходную подготовку малому числу пилотов, способных выполнить любое задание, чем распылять лётное время и горючее на обучение многочисленного лётного состава, способного лишь на взлёт и посадку.
Южно-африканские пилоты, особенно истребители, уходят в отставку очень рано. Моложе 41 года. Обычно они получают хорошо оплачиваемую работу в гражданских авиакомпаниях, оставаясь в активном резерве ВВС.