boris2005> Ответственные чертежи тогда делались из БАТИСТА с пропиткой/
О, точно! Конечно, батист!
Я никак не мог подобрать название для этого материала...
Его-то я и имел в виду, называя "калькой", т.к. он просвечивает насквозь, в отличие от ватмана. На нём и выполнено подавляющее большинство чертежей того периода.
А более ранние - тоже на ткани с пропиткой, но более толстой.
Ни о каком ватмане и речи не было.
Может, он был ещё раньше? Веке в 17...18-ом?
boris2005> Я их подготавливал для парусов на модель.Белизна была потрясающая.
Дык, до сих пор многие "деревянщики" так и делают...
tabyn> А когда первые экземпляры в архив сдавали ?
Когда корабль исключался из состава флота. Даже дела отдельные есть, "о поступлении документов в архив".
Так Вы на вопрос не ответили - где же эти тонны и километры подлинного ватмана?
abyn> И в подтверждение всего вышесказаного страницы из учебника для ВУЗов Е В Зеленин "Черчение" 1957г.
Вы бы ещё учебник 2007 года привели "в подтверждение".
Мы говорим о начале прошлого века.
Кстати, в обведённом фрагменте упоминается полотняная калька.