Теперь два концептульных слова - может, они даже прозвучат немного "contra" ТЯРД.
Действительно, РАДИКАЛЬНЫЙ перевес ТЯРД и его бесспорная необходимость - отнюдь не аксиома. Это теорема, и теорема недоказанная.
Т.е. ТЯРД не столько НЕОБХОДИМОСТЬ, сколько НАДЕЖДА, шанс, если угодно.
Его преимущество перед другими представимыми системами для всех возможных задач отнюдь не абсолютно, всё нужно проверять для каждого конкретного случая.
Главное концептуальное преимущество ТЯРД - высочайший УИ, но для того, чтобы оно в полной мере проявилось, нужны задачи с большой ХС.
Поэтому для перелётов со сравнительно небольшой ХС ТЯРД будет, вероятно, всухую проигрывать ЯРД, или связке реактор+ЭРД. Возможно, даже в том случае, если будет реализован "смеситель", т.е. возможность разменивать УИ на тягу при постоянной мощности - тут проигрыш может идти за счёт высокой сухой массы движка.
Так, для перелётов Земля-Луна ТЯРД явно неоптимален и совершенно не нужен. Более чем вероятно, что и для полётов к Марсу/Венере он не является оптимальным, по крайней мере, не выигрывает с ошеломляющим перевесом у других представимых схем.
Вот Юпитер, далее - везде - уже куда более подходящее поле для ТЯРД. Как и "спуск" поближе к Солнцу.
В каждом отдельно взятом случае необходимо смотреть на возможные параметры (масса, мощность, УИ, тяга) ТЯРД и сравнивать, например, с тем, какой мощности реактор деления можно вписать в ту же массу, и навесить на него, скажем, ЭРД. Сравнивать с суммарной массой миссии с ТФЯРД или ГФЯРД - где будет меньше, намного меньше УИ, но выше тяга и, главное, сухая масса движка (а также, возможно, суммарная ХС миссии). Плюс суммарная техническая сложность, конечно.
Отдельная строка - это экономика; это будет влиять, в частности, на выбор топлива - выбор, если приглядеться, достаточно неочевидный. Один полёт КК с ТЯРД гигаваттного уровня может чисто на топливе выливаться в миллиардные суммы, будь то гелий-3 или тритий (причём еще неизвестно, что круче). Ну, это при сегодняшнем уровне представлений и представлений о технической и экономической сторонах их добычи, ессно.
Конечно, можно чисто гипотетически подумать о D-D для ТЯРД, но там всё как-то не слишком симпатично; хотя для движка проблем чуть меньше, чем для реактора - по причине меньшей критичности ресурса.