В.М.>>> Хотите цифирек про F-16 - F-16.net - The ultimate F-16, F-22, F-35 reference, персказывать весь сайт смысла не вижу, там много.шурави>> Есть опасение, что окажись F-16 в условиях эксплуатации как в своё время МиГ-29, это ещё вопрос, какую статистику он покажет.В.М.> Вы так и не поняли, хотя я явно вроде написал. Система обслуживания и логистика - неотъемлемая часть всей системы "самолет", то, что мы ее не умеем до сих пор создавать и обеспечивать - только в минус нам.
Причём здесь неумение, к бардаку и развалу девяностых?
шурави>> Что касается самого МиГ-29, то скажу так, в авиации принято доводить до всего лётного состава, все случаии лётных происшествий. Так вот, до 1997 года (то есть, до моего увольнения), не припоминаю чтобы МиГ-29 лидировал в списке аварийности. В.М.> Вы термин "отказ" от "аварии" отличать бы должны.
Значит так. По памяти. В советское время существовали следующие, довольно чёткие определения:
1. Катастрофа. Авиационное происшествие повлекшее за собой гибель личного состава из числа экипажа, пассажиров, наземного персонала и иных лиц непосредственно в момент события, или в течении десяти дней (по причине ранений полученных в авиационном происшествии).
2. Авария. Авиационное происшествие, приведшее к полному уничтожению авиационной техники, или к невозможности её восстановления.
3. Поломка. Авиационное происшествие, приведшее к незначительным повреждениям авиационной техники, которые могут быть быстро устранены силами обслуживающего технического состава, или полевых авиаремонтных мастерских.
4. Отказ. Самопроизвольный выход из строя (разрушение, потеря работоспособности, полная, или частичная), узлов, агрегатов, систем, авиационной техники, вследствие конструктивно-производственных недостатков, или нарушения регламента обслуживания. При определённом стечении факторов, отказ приводит авиационному происшествию по любому из пунктов 1-2-3.
Сейчас несколько иные определения, на мой взгляд уступающие по чёткости определений предыдущим.
II. Определения
6. Авиационные события подразделяются на:
а) авиационные происшествия;
б) авиационные инциденты;
в) чрезвычайные и наземные происшествия.
7. Авиационные происшествия в зависимости от их последствий подразделяются на катастрофы и аварии.
8. Авиационные инциденты в зависимости от степени их опасности и последствий подразделяются на авиационные инциденты, серьезные авиационные инциденты и серьезные авиационные инциденты с повреждением воздушного судна.
9. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
а) "авиационное происшествие" - событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое привело к гибели (телесному повреждению со смертельным исходом) какого-либо лица, находившегося на борту воздушного судна, и (или) утрате этого воздушного судна.
Воздушное судно считается утраченным, когда:
произошло полное разрушение воздушного судна;
местонахождение воздушного судна (его обломков) не установлено и его официальные поиски прекращены;
эвакуация воздушного судна с места его вынужденной посадки невозможна или нецелесообразна независимо от полученных им повреждений;
восстановление воздушного судна невозможно или экономически нецелесообразно.
Решение о целесообразности эвакуации воздушного судна принимает руководитель федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна).
Решение о прекращении поисков не возвратившегося из полета воздушного судна принимает Министерство обороны Российской Федерации по согласованию с руководителем федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна).
Решение о целесообpазности восстановления воздушного судна, получившего повpеждение в процессе эксплуатации, пpинимает руководитель федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна), а в Министерстве обороны Российской Федерации - главнокомандующий видом Вооруженных Сил Российской Федерации;
б) "авария" - авиационное происшествие без человеческих жертв;
в) "авиационный инцидент" - событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое могло создать или создало угрозу целости воздушного судна и (или) жизни лиц, находящихся на его борту, но не закончилось авиационным происшествием;
г) "авиационное объединение" - армия, округ или отдельный корпус Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны, морская авиация флота, 929 Государственный летно-испытательный центр Министерства обороны Российской Федерации;
д) "авиационное подразделение" - авиазвено, авиаотряд, авиаэскадрилья, а также первичная структура авиации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Российской оборонной спортивно-технической организации;
е) "авиационное соединение" - смешанный авиационный корпус, авиационная дивизия, дивизия противовоздушной обороны, центр боевого применения и переучивания летного состава, авиационный институт, авиация армии, корпуса или окpуга (военного, погpаничного или внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации), авиация воздушно-десантных войск;
ж) "авиационная часть" - отдельный авиаотpяд, отдельная авиаэскадpилья, авиационный полк, 237 Центр показа авиационной техники, испытательный центp 929 Государственного летно-испытательного центра Министерства обороны Российской Федерации, станция летных испытаний военного пpедставительства или авиаpемонтного завода Министерства обороны Российской Федерации, аэpоклуб Российской оборонной спортивно-технической организации;
з) "катастрофа" - авиационное происшествие с человеческими жертвами;
и) "летная эксплуатация воздушного судна" - процесс эксплуатации воздушного судна в объеме требований руководства по летной эксплуатации данного типа воздушного судна;
к) "мероприятия по обеспечению безопасности полетов" - действия, направленные на предотвращение авиационных происшествий;
л) "наземное происшествие" - событие, связанное с обслуживанием, хранением или транспортировкой воздушного судна, при котором произошла его утрата;
м) "причины (факторы) авиационного происшествия или авиационного инцидента" - действия, бездействие, обстоятельства, условия или их сочетание, которые привели к авиационному происшествию или авиационному инциденту;
н) "расследование авиационного происшествия" - процесс, который включает в себя выявление, сбор и изучение информации о фактах, условиях и обстоятельствах, относящихся к рассматриваемому событию, проведение исследований и экспертиз, обобщение и анализ полученных данных, подготовку по результатам проведенных работ заключения о причинах авиационного происшествия и разработку мер по их предотвращению в будущем;
о) "рекомендации по результатам расследования авиационного происшествия" - предложения, сделанные на основе информации, полученной при расследовании, и направленные на предотвращение авиационных происшествий;
п) "серьезный авиационный инцидент" - авиационный инцидент, при котором здоровью хотя бы одного из лиц, находившихся на борту воздушного судна, причинен вред или обстоятельства которого указывают на то, что едва не имело место авиационное происшествие;
р) "серьезный авиационный инцидент с повреждением воздушного судна" - авиационный инцидент, при котором восстановление воздушного судна, получившего повреждение, возможно и экономически целесообразно.
К серьезным авиационным инцидентам с повреждением воздушного судна не относятся повреждения, устраняемые путем замены агрегатов и не требующие применения технологий, не предусмотренных руководством по технической эксплуатации воздушного судна;
с) "телесное повреждение со смертельным исходом" (только в целях единообразия статистических данных телесное повреждение, в результате которого в течение 30 дней с момента происшествия наступила смерть, классифицируется как телесное повреждение со смертельным исходом);
т) "уполномоченный представитель" - лицо, которому поручено участие в расследовании авиационного происшествия, проводимого другим государством;
у) "чрезвычайное происшествие" - не относящееся к авиационному происшествию событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, при котором наступило одно из следующих последствий:
утрата воздушного судна или гибель людей, находившихся на его борту, во время боевого вылета, в ходе террористического акта, угона или попытки угона воздушного судна;
гибель людей, находившихся на борту воздушного судна, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды после его вынужденной посадки вне аэродрома;
гибель людей либо утрата воздушного судна, находившихся на земле (палубе корабля), в pезультате авиационного происшествия с другим воздушным судном;
утрата воздушного судна или гибель людей, находившихся на нем, при выполнении специальных задач в зонах чрезвычайного положения.