Д.В.> А зачем считать с приземным УИ или со средним? Согласно формуле Циолковского в расчете участвует пустотный удельный импульс. Все эффекты, связанные с изменением УИ по высоте полета учтены в ХС (в виде потерь характеристической скорости на статическое противодавление).
Действительно, формула Циолковского – это интеграл решения дифференциального уравнения движения материальной точки переменной массы в условиях отсутствия внешних сил. При этом, дело происходит, естественно, в вакууме. Для того, чтобы это выражение было адекватно реальным условиям, то есть давало бы правильное отношение масс объекта на старте и финише разгона (или торможения), достаточно заменить либо изменение скорости во время полёта на его исправленное (характеристическое) значение, либо аналогичным образом поступить с удельным импульсом силовой установки. Однако, как известно, инженеры не ищут лёгких путей,
и поправки, обычно, вводятся как на скорость полёта, так и на удельный импульс. Видимо, это связано с тем, что за траектории отвечают динамики, а за двигатели – двигателисты.
Сошлюсь на классический букварь – В. И. Левантовский, Механика космического полета в элементарном изложении, Москва, «Наука», 1980. На с. 76 можно прочитать, что для Сатурна-5 характеристическая скорость полёта составляет 12.5 км/с, гравитационные потери – 1.68 км/с, аэродинамические – 0.05 км/с, потери на управление – 0.19 км/с. Таким образом, общие потери составляли 1.92 км/с (оценка 1). Отмечу, что с рассматриваемой степенью точности на участке разгона от опорной орбиты до траектории полёта к Луне при тяговооруженности ступени S-IVB потерями можно пренебречь. Следовательно, все потери относятся в процессу выведения объекта на околоземную орбиту. Отмечу также, что никаких потерь на противодавление здесь нет.
Далее, на с. 283 можно узнать, что скорость разгонного блока Сатурн-5 с кораблём Аполлон 11 на высоте около 320 км составляла около 10.845 км/с. Элементарный расчёт показывает, что на высоте 180 км эта скорость была бы близка к 10.96 км/с. Разность между характеристической скоростью и действительной составила бы 1.54 км/с (оценка 2). Расхождение в оценках (1) и (2) в 0.38 км/с объясняется наличием не только потерь при выведении объекта, но и приобретений вследствие вращения Земли – её окружная скорость на мысе Канаверал составляет около 0.41 км/с – азимут запуска был довольно близок к строго восточному. Таким образом, характеристическая скорость для Сатурна-5 при выходе на опорную орбиту (180 – 185 км) составляла около 9.35 км/с (7.79 + 1.54 + погрешность округления самого первого числа в этом тексте, относящегося к скорости). И в этой характеристической скорости не прослеживается никаких потерь на противодавление.
Конечно, стартовая тяговооруженность Сатурна-5 (~ 1.17) ниже любых оптимумов, что приводит к росту гравитационных потерь по сравнению с примером одноступенчатого носителя у Дмитрия В. Схема с коротким АУТ и довыведением также несколько снижает как гравитационные потери, так и потери на управление. Зато аэродинамика Сатурна-5 просто блестяща
Поэтому, можно согласиться с тем что величина потерь рассмотренного одноступенчатого носителя составит около 1.2 км/с при старте с мыса Канаверал, и его характеристическая скорость будет равна ~ 9.0 км/с. Однако, без потерь на противодавление.
При их учёте и среднеинтегральном по траектории удельном импульсе РД-0120 около 4.1 км/с число Циолковского Z будет почти равно 9.0. Тогда, при сохранении всех остальных предположений о конструктивном совершенстве рассмотренного одноступенчатого носителя масса его полезной нагрузки на опорной орбите составит не 4.1%, а ~ 0.5%
Д.В.> Ну, и считаю я путем численного интегрирования дифуравнений движения, а не по ф-ле Циолковского, которой я, скажем так, воспользовался "для простоты изложения".
И что, при интегрировании дифференциальных уравнений тяга и удельный импульс двигателей у земли такие же, как в вакууме?
Д.В.> число Циолковского = EXP (9000/(454.7*9.81)) = 6.74.
И последнее: EXP (9000/(454.7*9.81)) = 7.52, а не 6.74
С Новым годом!
Делай что должен, и будь что будет.
Томас Мэлори
Jedem das Seine.
Cicero