2 Sanslav:
А почему после 91? Вроде бы не этапный год. Запомнился только жуткими бытовыми трудностями после ноября, когда вслед за водой (причем даже и на колонках) пропало электричество, по городку расставили дизели-250-ки и от них электричество давали 3-4 часа вечером. А за водой выстраивались огромные очереди к КПМкам и ТЗ, в коих тоже возили воду.
Полком тогда командовал Дехтеренко. С зимы 91-92 года усиленно циркулировали слухи о выводе из Грузии, Дехтеренко тогда изрек интересную фразу перед строем ТЭЧ-в ответ на вопрос-а на хрена тут восстанавливать баню сгоревшую, когда выводимся, командир сказал:"Да никуда мы не выводимся!". Потм после паузы:"А если выводимся, то в Чебеньки".В Грузии базировались до, если мне не изменяет память, 10 июня 1992 года. Был я в тот момент в отпуске, сидели у брата в Энгельсе на даче, когда принесли телеграмму от моего начальника группы, Бориса Прощаева-приезжай вещи собирать. Помчались к родителям на Чкаловскую, там запрыгнули в компании еще толпы таких же бедолаг на "тушку" - тогда летали борты на Вазиани по расписанию. Добрались до Ширак на перекладных, с попутным Ан-12. Самолеты все уже угнали в Мариновку, под Волгоградом. Там с марта уже сидели другие бедолаги-учебный полк Армавирского училища на L-39, эвакуированный из Грозного. Сам аэродром раньше был лагерным от Ставропольского училища. До конца года перебазировали наземку, разбирали и грузили в самолеты все, что только можно было, вплоть до шкафов и стульев. Нам еще повезло, что в Восточной Грузии, тем более в глухой деревне, не было никаких эксцессов, грузинских банд под флагом национальной гвардии и пр. Грузились без помех (в отличие, скажем, от Копитнари-я просто в ноябре 92 был в Морозовске в командировке, газовал движки, т.к. у них вся группа ДРААД подалась в самостийные армии, видел, как они выводились под мандаринами). Домашнее барахло тоже вывозили самолетами. Типа приходишь утром строиться, объявляют:"Сегодня Ил-76 на Ростов, Ан-12 на Краснодар, кто записан-будьте готовы". Еще более-менее функционировала база, подгоняли машины к домам, толпой налетали, грузились, перегружали в самолет по 5-6 семей, улетали, сгружались кто где пристроился у родных, возвращались в полк окольными тропами. Быт был жуткий, электричество с марта, правда, снова появилось, но с водой так и осталось. Доходило до того, что по утрам умывались сухим вином. Все ходили с оружием, патронов не считали, палили почем зря. Сначала писали объяснительные типа "На шум в кустах произвел предупредительный выстрел в воздух, истрачено 18 патронов", потом на это забили. Грузинам продавали все подряд, у кого до чего руки дотянулись. Процветала охота на "диких" коров, свиней, кур. Большой популярностью пользовались разного рода пластиковые бочки-в них возили бортами с имуществом вино (на дворе был 92 год, алкоголь по карточкам и пр.). Часть полка сидела уже в Мариновке, часть в Грузии. Я окончательно улетел 25 сентября (как раз на годовщину гибели Алферова с Уразмановым на "31"). Летели вместе с Дехтеренко, который уже сдал командование полком Горелкину В.М., и известным Вам по Марнеули Сашей Шаховым.
В Мариновке нас слили с остатками учебного полка. Аэродром представлял собой жуткое зрелище-голый бетон, ЦЗ нет, ТЭЧ нет, есть разбитое, как из пушки расстреляное, здание бывших СВАРМ-ангар под МиГ-15. Все пришлось начинать с нуля, восстанавливать кое-как. Приспосабливались как могли, жили по казармам, бытовкам, снимали комнаты по окрестным деревням и в Калаче-на-Дону. Летали мало-не было керосина. В ТЭЧ поставили надувной ангар-палатку УПС-16, в ней делали регламент, а сильно извернувшись-замену двигателя зимой. На улице - в любую погоду.
С весны 93 года стали строить на немецкие деньги жилой городок-подряд отхватил "Самсунг". Гордок и аэродром хорошо видны в Гугле, только снимки староваты. На аэродроме сделали ЦЗТ, питание. Полегчало.
Летом вывели из Германии 2 полка-11орап и то, что осталось от полка МиГ-27 (Гроссенхайн)-самолеты они свалили в Чебеньки, половина л/с разбежалась кто куда смог. Нас формально расформировали, а фактически все осталось на базе нашего полка, но номер в/ч стал 11229, 296бап. Так что формально 168 гв. бап на этом закончился. Трюк с переименованием полка был нужен для того, чтобы мы все оказались вроде как частью, выведенной из Германии и подлежащей заселению в новый городок. Командный состав остался наш, да и весь остальной л/с тоже процентов на 80-тоже. Хотя к тому времени ширакская публика была уже изрядно разбавлена грозненскими, каршинскими, екабпилсскими "вынужденными мигрантами".
В первую чеченскую войну работали со своего аэродрома. Начало войны было жутким-как раз навалило снега, потом мороз рванул за 20, тут вылет полка на применение-половина движков не запустились, ПНК сплошь в отказе-простояли по 2-3 месяца, керосина нет, 1 технарь на 2-3 самолета, результат плачевный. Неделю вообще с аэродрома не уходили, там и жили. Под занавес первой кампании поработали одной эскадрильей из Моздока в мае-июне 96, посмотрели пролет ЕБН.
В конце 97-начале 98 годов была инициатива вернуть полку исторический номер и гвардейское звание, но тут нас окончательно расформировали, часть народа разогнали по другим полкам, у кого выслуги хватало-на дембель турнули, кому повезло-попали в орап служить дальше. Горелкин командовал полком до самого разгона, сейчас генерал, служит, по-моему, за кривым озером. 2 эскадрильи угнали гнить в Чебеньки (пророчество Дехтеренко сбылось отчасти), а одна эскадра стояла еще пару лет головной болью инженера 3аэ "фотокружка" ((с) Коля Сыроваткин) Иннокентича Полякова, потихоньку разворовывалась ушлыми "металлистами" и в конце концов была пущена на распил прямо на месте. Вот и все.
Это сообщение редактировалось 19.02.2008 в 15:45