В области военной авиации стратегия предусматривает продолжение поставок стратегического бомбардировщика Ту-160 и модернизацию всех авиационных комплексов Дальней авиации. К 2010 году на рынок планируется представить истребители МиГ-35 и Су-35, относящиеся к промежуточному - между четвертым и пятым - поколению боевых самолетов. Эти два образца, а также истребитель-бомбардировщик Су-34 позволят удовлетворить первоочередные потребности российских Вооруженных сил и удержать паритетные позиции с ведущими производителями США и ЕС на рынках военной авиатехники третьих стран. Завоевать отечественное и чужое небо должен и новый учебно-боевой Як-130.
Пока же военные авиаторы едва ли не стонут от того, что нынешняя боевая техника буквально десятками выходит из строя по причине того, что заканчиваются сроки ее эксплуатации, а новая и модернизированная поступает в авиачасти в считаных экземплярах.
Су-34 в прошлом году было поставлено всего две единицы. Не так давно заместитель главкома ВВС генерал Игорь Садофьев признавался, что ему бы "хотелось, чтобы за год перевооружались как минимум два полка, это 48 самолетов". "Но на сегодняшний день это нереально, - с сожалением говорил он. - Мы будем получать, я думаю, машин шесть-восемь в год".
По оценкам Института национальной стратегии, проведшем в конце прошлого года специальное исследование, при сохранении нынешнего уровня поставок авиационной техники в войска к 2017 году большая часть военных самолетов будет иметь запредельный возраст, а их численность сократится примерно на треть.
На Среднем Урале быстро оживает промышленность, в которую потоком пошли заказы. Одновременно во весь рост становится кадровая проблема, приобретающая масштабы катастрофы. Инженеров и начальников хватает - квалифицированных рабочих мало. За теми, кто остался, директора заводов развернули настоящую охоту.
- Проблему дефицита квалифицированных кадров необходимо срочно решать на государственном уровне. Если промедлить, в электронике и машиностроении в ближайшие годы случится катастрофа, - заявил "Труду" Николай Клейн, гендиректор одного из крупнейших на Урале оборонных предприятий, завода им. Калинина. На его предприятии госзаказ в этом году увеличился на 40 процентов, а рабочих нет!
Особенно остро кадровый голод ощущается в Екатеринбурге, где несколько десятков машиностроительных предприятий. Дошло до того, что заводы переманивают рабочих, после чего руководители упрекают друг друга. "Всех классных станочников в городе любой директор знает пофамильно", - продолжает рассказ Клейн.
Приманка в виде повышенной зарплаты не всегда срабатывает. Если средняя зарплата на Уралмашзаводе 23,3 тысячи рублей, то квалифицированным рабочим здесь платят 45-50 тысяч. И все равно их не хватает. В 2008 году Уралмаш собирается увеличить объем производства в 1,5 раза. "Но где взять людей?" - интересуется директор завода по персоналу Андрей Печуркин. Только одно это предприятие хоть сегодня готово принять более 700 рабочих.
По данным биржи труда, Екатеринбургу требуется 800 станочников, но все ПТУ города за год выпустят только 400 молодых специалистов. При этом некоторым специальностям, например металлургическим (формовщик, кузнец, сталевар), в Екатеринбурге вообще не учат. Из других городов мастера тоже не особо едут.
Выпускник ПТУ, 17-летний паренек начнет с зарплаты в 10-12 тысяч. Чтобы увеличить ее в четыре раза, ему необходимо всего два-три года напряженного труда. Для многих других областей - бешеная карьера!
- Проблема дефицита усугубляется в крупных городах, где активно развивается сфера обслуживания, - считает первый заместитель исполнительного директора Союза оборонных предприятий Свердловской области Александр Ахматов. - Многим молодым приятнее в галстуке за прилавком торговать носками, чем работать руками и головой на заводе.
Некогда богатую систему профобразования подкосило не только развитие сферы обслуживания, но и изменения Федерального закона "Об образовании".
- С переводом школ на оплату учителям по числу учеников в классе перспектив у системы профтехобразования никаких, - мрачно смотрит в будущее Николай Бабкин, директор профессионального лицея им. Курочкина. - Пока в Екатеринбурге семь учреждений начального профобразования, скоро останется пять. Школы до одиннадцатого класса будут тянуть даже тех, кто раньше пошел бы получать рабочие профессии.
Многие предприятия "закупают" учащихся ПТУ "на корню", Уралмаш, например, выплачивает им стипендии в 1100 рублей. Условие одно: после выпуска идти на этот завод. Другие заводы выбирают более дорогостоящий и хлопотный путь по принципу "спасение утопающих - дело рук самих утопающих": организуют учебные центры при предприятиях. Такой центр только что открылся на Уралвагонзаводе, работают они при научно-исследовательском институте, относящимся к министерству химического машиостроения. Здесь готовят кадры для атомной промышленности, при инструментальном заводе "ПумориСИЗ".
"Но эту систему еще раскручивать и раскручивать", - считают специалисты.
Третий источник рабочей силы после рынка труда и обучения - миграция. Тот же Уралмаш привлекает на работу граждан Казахстана, Киргизии, Украины. За кадрами уралмашевцы специально ездили, например, в Донецк. Только и это спасает не всех. В оборонную промышленность импорт иностранной рабочей силы затруднен, поскольку предприятия режимные.
ТАКИЕ ЗАРПЛАТЫ ОБЕЩАЮТ РАБОЧИМ
Литейщик металлов и сплавов - 20 тыс. рублей
Монтажник радиоэлектронной аппаратуры - 20 тыс. рублей
Наладчик станков с ЧПУ - 20 тыс. рублей
Оператор станков с ЧПУ - 25 тыс. рублей
Токарь-карусельщик - 25 тыс. рублей
Фрезеровщик - 20 тыс. рублей
(Без вычета налогов. По данным Департамента службы занятости Свердловской области)
РОССИЙСКИХ ПЭТЭУШНИКОВ В 2 РАЗА МЕНЬШЕ, ЧЕМ СОВЕТСКИХ
В СССР среднему специальному образованию уделялось огромное внимание. В 1974/1975 учебном году в стране действовало 4286 ПТУ и техникумов, в которых обучалось 4 млн. 470 тысяч человек. В настоящее время в России доля учащихся, получающих среднее специальное образование, составляет лишь 11% от общего числа старшеклассников. По данным Росстата, на начало 2006/2007 учебного года в стране было 2847 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось 2 млн. 514 тысяч человек.
СТАРЕЙШЕМУ СЛЕСАРЮ РОССИИ РАНО НА ПЕНСИЮ
Недавно на заводе "Нефтемаш", который производит запчасти к нефтепромысловому оборудованию, прямо у верстака чествовали слесаря Александра Брендлера. Дяде Саше, как называют его ветераны предприятия, исполнилось 99 лет. Это старейший слесарь России. Трудовой стаж у Александра Адольфовича более восьми десятков лет. Брендлера на заводе воспринимают не как реликта иных эпох, а как "боевую" единицу. Рацпредложения дяди Саши сэкономили предприятию сотни тысяч рублей.
"У Александра Адольфовича высший разряд, светлая голова, огромный опыт. К нему советоваться ходят даже опытные инженеры", - говорит главный заводской кадровик Нина Павлова.
Ветерана заменить некем. Молодежь на заводы не рвется. Многие молодые ребята такую работу считают непрестижной и временной. Да и не очень денежной.
ИНТЕРФАКС-АВН . Труд