Продолжение.
Как известно, в случае отступления русская армия обычно исповедует тактику "выжженной земли". Все передававшиеся по договору Украине объекты ЧФ разбирались, насколько это возможно. Имущество и оборудование вывозились в Новороссийскую ВМБ, где все предстояло собрать заново. Затем местные жители растаскивали, что еще оставалось, вплоть до деревянных полов и рам в помещениях. Особенно яркий пример разгрома объекта - это судьба внутрискального убежища и подземного судоремонтного завода для подлодок проекта 613 в Балаклаве. Сегодня он пригоден лишь для экстр. туризма.
Символической была передача Крымской ВМБ. В Донузлаве оставались около 2 десятков кораблей для Украины. Состояние их было тяжелое, вдобавок с них поснимали все, что можно было еще где-то применить. На холме, возвышающемся над базой, установили деревянный крест, аналогичный сельским погостам, на котором написали названия и номера всех оставленных кораблей. Это означало похороны базы и кораблей, восстановление которых теперь стоило бы слишком дорого. Потому за их упокой выпили водку тут же возле креста покидавшие базу российские офицеры.
Украинцы стали возмущаться. По каждому объекту или кораблю подписывался акт приема-передачи, и они отказывались подписывать его, требуя компенсации за разгром. Именно так они отказались принимать от ЧФ три полагавшиеся им ПЛ, вместо восстановления которых проще было построить новые. Взамен ЧФ передал ПЛ Б-435 проекта 641, недавно отремонтированную, но без аккумуляторных батарей. Предоставить батареи штаб ЧФ отказался, указав, что единственная своя боеспособная ПЛ ("Варшавянка") сама их не имеет.
Однако в ряде случаев персонал переходивших к Украине объектов и экипажи вдруг отказались выполнять приказ о демонтаже наиболее ценного оборудования. Связано это было с тем, что они уже определились с решением остаться жить на Украине, и стремились сохранить свою технику целой для своей будущей службы на стороне Украины. Например, это касается некоторых вспомогательных судов 171 дивизиона Крымской ВМБ. Достаточно странное изменение, учитывая, что в июне 1993 именно вспомогательные суда ЧФ первыми подняли Андреевские флаги. Потом уже выяснилось, что в 171 дивизионе подъем флагов судами осуществлялся по приказу, но и при этом нашлись отказники: МБ-23, ВТН-99, РБ-256, РБ-308. Невыполнение приказа - главное последствие втягивания войск в политику.
С другой стороны, были и принципиальные отказы выполнять приказ. Так, офицеры и служащие Николаевского гидрографического района после решения командования ЧФ погасить маяки и демонтировать оборудование, объявили о переходе к Украине.
Дальше борьба велась за технику. Об использовании при этом украинской морской пехоты выше уже говорилось. Офицеры 43-го отд. морского штурмового авиаполка на собрании решили, что в случае попыток захвата части Украиной, они перелетят на территорию России. Столь решительная позиция летчиков остановила украинцев (они уже имели опыт бегства в Россию семи бомбардировщиков Су-24М). Но со своей стороны МО Украины предупредило, что помешает любым попыткам перегнать в Россию самолеты морской ракетоносной авиации. Кто-то из перебежчиков сообщил им, что во время учений 20 "Бэкфайров" 2-й гв. дивизии взлетят и на Украину уже не вернутся. Спасти авиацию от раздела не удалось, перелет не состоялся. Потом 20 самолетов российской половины отправятся на ТОФ, где со времен снятия с вооружения ВМФ Ту-22М2 один тбап не имел авиапарка. А украинские 19 самолетов отправятся в Полтаву к местному полку ДА. Так морская ракетоносная авиация ушла с юго-западного стратегического направления.
Учитывая общее ослабление ЧФ, баланс сил на Черном море стал стремительно меняться. Уже 11 января 1995 2 турецких "Фантома" позволили себе подлететь к Крыму и провести учебную атаку Ан-12 авиации ЧФ в 8-10 км от побережья...