Клипер vs Shuttle - есть что новое в технологии?

Теги:космос
 
1 2 3 4
+
-
edit
 

ratte07

втянувшийся

Я все равно не понял, как на одном единственном СА для посадки на землю использовались многочисленные абляционные материалы, которые годятся и для АМС (даже оптимальны именно для АМС, как Вы говорите)? И я не понимаю, как же тогда летают все эти посадочные АМС, которые создавались уже в 90-е годы?

Если при Клинтоне обрезали финансирование, то эта песня и нам знакома про утрату технологий и т.п. Причем только тут Аполлон?
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...  

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Во-первых, на самом СА несколько разные материалы использовались, например, для покрытия днища и боков конуса. Во-вторых, кажется (но тут могу ошибиться), абляционные материалы использовались не только для СА. В-третьих, в _рамках_ Аполло разработали и испытали много _разных_ абл. материалов - потом одни использовались непосредственно в Аполло, а другие потом (если подходили) - на Пионер Венусах, Маринерах и др.

Короче, если так интересно - напомните в конце недели или в начале следующей, я перенесу этот кусок в топик про спуск и теплозащиту и процитирую куски из статей.
 
+
-
edit
 

ratte07

втянувшийся

В целом я примерно понимаю. Есть ностальгия в технических кругах в США по "золотому веку" финансирования. Когда свой интерес можно было удовлетворять за государственный счет.

Понятно, что критическим элементом является только ТЗП на днище. Остальное - следствие почти неограниченного финансирования в начале 60-х.

У нас, например, ТЗП исследуются до сих пор, частью по заказу ЕКА, частью по нашим НИР. Объемы финансирования конечно не те, что при создании Бурана. Там было почти также, наверное, как в США при создании Аполлона. Денег особо не считали. Но уже в последние годы создано многоразовое ТЗП с характеристиками лучше бурановского. Почти "на коленке". По сравнению с США у нас ситуация лучше только тем, что Буран был не так давно и люди еще работают.

В любом случае, я не думаю, что для Ориона ТЗП составит хоть какую-то проблему, что бы по этому поводу не говорили в США. Одноразовая ТЗП не может не получиться. Что касается желания сделать многоразовую, есть много вариантов. Не зря американцы купили ВА ТКС.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...  

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
ratte07> У нас, например, ТЗП исследуются до сих пор, частью по заказу ЕКА, частью по нашим НИР. Объемы финансирования конечно не те, что при создании Бурана.

И какое? Абляция, плитка? Публикации доступные есть?

ratte07> Но уже в последние годы создано многоразовое ТЗП с характеристиками лучше бурановского. Почти "на коленке".

Это какое? И с какими хар-ками?

ratte07> В любом случае, я не думаю, что для Ориона ТЗП составит хоть какую-то проблему, что бы по этому поводу не говорили в США.

Да про проблемы для Ориона никто вроде и не говорит.
Я слышал плач по поводу отсутствия нынче оптимальных материалов для межпланетных миссий.

ratte07> Что касается желания сделать многоразовую, есть много вариантов. Не зря американцы купили ВА ТКС.

Многоразовая ТЗП на СА с небольшим АК вообще-то нафиг не нужна.
 
+
-
edit
 

ratte07

втянувшийся

1700-1750 град. против 1250. Было критично для боковых килей Клипера в месте стыка с крылом. В принципе сделали. Статьи есть, наверное. Я как-то этим вопросом не задавался, просто общаемся с участниками работ.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...  
RU Полл #01.04.2008 08:07  @Владимир Малюх#31.03.2008 16:15
+
-
edit
 

Полл

литератор
★★★★☆
D.Vinitski>> Клипер даже не виртуальный КК :(
В.М.> Это - виртуальный макет КК :)
Не согласен!! Это реальный макет виртуального КК! :)
 
RU Владимир Малюх #01.04.2008 08:51  @Полл#01.04.2008 08:07
+
-
edit
 
D.Vinitski>>> Клипер даже не виртуальный КК :(
В.М.>> Это - виртуальный макет КК :)
Полл> Не согласен!! Это реальный макет виртуального КК! :)

Виртуальный макет - куда подробнее того фанерного, что стоял на МАКСе :) Это я ответсвенно заявляю.
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  
+
-
edit
 

Полл

литератор
★★★★☆
Владимир Николаевич, ну так ведь не важно на сегодня, макет фанерный или 3D - он, макет, реальный. А вот сам КК на сегодня - явно "виртуальный".
Причем здесь термин "виртуальный" в том смысле, что используется Переслегином. :)
 

ttt

аксакал

ratte07> 1700-1750 град. против 1250. Было критично для боковых килей Клипера в месте стыка с крылом. В принципе сделали. Статьи есть, наверное. Я как-то этим вопросом не задавался, просто общаемся с участниками работ.

Правда бы почитать про это
http://tl2002.livejournal.com/  
RU Fakir #01.04.2008 10:03  @Владимир Малюх#01.04.2008 08:51
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Полл>> Не согласен!! Это реальный макет виртуального КК! :)
В.М.> Виртуальный макет - куда подробнее того фанерного, что стоял на МАКСе :) Это я ответсвенно заявляю.

Не стоит всё же думать, что в рамках "Клипера" был сделан один тот макет. И виртуалок всяких было немало (его ведь и дули численно в разных конфигурациях), и по бортаппаратуре вроде работали (видать, это по факту пойдёт теперь на цифровой Союз).
 
CZ D.Vinitski #01.04.2008 10:10
+
-
edit
 

D.Vinitski

филин-стратег
★★
Сильно сомневаюсь, что аппаратуру делали под Клипер целенаправленно.
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Скорее всего, не целенаправленно (тем более что целевого роскосмосовского финансирования под Клипер фактически-то и не было) - но к Клиперу эти телодвижения подвёрстывали.
 
+
-
edit
 

ratte07

втянувшийся

Про Клипер мне рассказывали забавную историю. Из Москвы на Байконур пришла команда - снять с Бурана-2 катапультируемые кресла (для установки в Клипер). Мужики в Буран залезли, но кресла снять не получилось. Они туда монтировались через посадочный люк с зазором 2 мм со специальной балки. Балка не сохранилась.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...  
RU Владимир Малюх #02.04.2008 10:58  @Fakir#01.04.2008 10:03
+
-
edit
 
Полл>>> Не согласен!! Это реальный макет виртуального КК! :)
В.М.>> Виртуальный макет - куда подробнее того фанерного, что стоял на МАКСе :) Это я ответсвенно заявляю.
Fakir> Не стоит всё же думать, что в рамках "Клипера" был сделан один тот макет.

Остальные - еще хуже. Извините, Дима, но тот 3Д макет, что на буране.ру делался по реальным рабочим чертежам, поэтому реальный уровень проработки я знаю :) Лучше e; не буду тут вслух высказывать менние на этот счет.

Fakir>И виртуалок всяких было немало (его ведь и дули численно в разных конфигурациях),

Чтобы численно дуть - контруктивно прорабатыватьмашину не за чем, достаточно теоретических обводов. А это -от силы 5% всей работы только по компановке общих видов. я ужж не говорю про контрукторскую проработку.


Fakir>и по бортаппаратуре вроде работали (видать, это по факту пойдёт теперь на цифровой Союз).

"Вроде работали" - именно так, отличная формулировка :)
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  
RU Владимир Малюх #02.04.2008 11:14  @ratte07#01.04.2008 12:42
+
-
edit
 
ratte07> Про Клипер мне рассказывали забавную историю. Из Москвы на Байконур пришла команда - снять с Бурана-2 катапультируемые кресла (для установки в Клипер). Мужики в Буран залезли, но кресла снять не получилось. Они туда монтировались через посадочный люк с зазором 2 мм со специальной балки. Балка не сохранилась.

Знакомая ситуация :) Эту - в архив "баек" для студентов.
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  
+
-
edit
 

ratte07

втянувшийся

Да, в сравнении с шаттлом мы забыли, что у Клипера устранен визуальный обзор из кабины на посадке и при стыковке.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...  
RU Владимир Малюх #02.04.2008 16:57
+
-
edit
 
Есть такое - просто нифига из него не видно, если разве что ТВ не поставить, но в проекте не было вроде.
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  
+
-
edit
 

ratte07

втянувшийся

ТВ в проекте было, но это же не выход. Особенно для самолетной посадки.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...  

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Почему не выход? что, на Т-4 сильно лучше был обзор, с перископом-то?
 
+
-
edit
 

ratte07

втянувшийся

И где этот Т-4?
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...  
RU guamokolatokint #02.04.2008 21:49
+
-
edit
 

guamokolatokint

новичок
ЕМНИП, примерно 20 лет назад бурановские стендовики говорили мне, что ручная посадка делается по монитору ( их было 3 - 2 перед ручками управления + 1 между ними, ч/б), но сам не видел, врать не буду. Но если это было тогда, то что мешает сделать это сейчас ?
 
RU guamokolatokint #02.04.2008 21:54  @Fakir#31.03.2008 22:17
+
-
edit
 

guamokolatokint

новичок
Fakir> одни использовались непосредственно в Аполло, а другие потом (если подходили) - на Пионер Венусах, Маринерах и др.

А зачем Маринерам абляционное покрытие, вроде они с планетными атмосферами никак не соприкасались.

А вот на СА ТКС абляционное покрытие вроде бы вообще не использовалось. Тогда какое ? Мельком видел это СА - непохоже, чтобы на него наклеивали плитки.
 
+
-
edit
 

Salo Ukr

опытный
★☆
А плитки это как раз не абляционное покрытие. Абляционное это СА Востока, Восхода (Зенита, Биона, Фотона), Союза, Янтаря, Радуги и ВА ТКС.
На ВА ТКС охлаждение идёт за счёт испарения бакелитовой пропитки-связующего.
Были и мы когда-то рысаками!  
RU ratte07 #02.04.2008 22:27  @guamokolatokint#02.04.2008 21:49
+
-
edit
 

ratte07

втянувшийся

guamokolatokint> ЕМНИП, примерно 20 лет назад бурановские стендовики говорили мне, что ручная посадка делается по монитору ( их было 3 - 2 перед ручками управления + 1 между ними, ч/б).

Поэтому на Буране столько иллюминаторов?
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...  
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
RU guamokolatokint #02.04.2008 23:26  @Salo Ukr#02.04.2008 22:19
+
-
edit
 

guamokolatokint

новичок
S.U.> А плитки это как раз не абляционное покрытие.

Я, собственно это и имел ввиду (т.е. либо абляционное, либо керамика)

S.U.> На ВА ТКС охлаждение идёт за счёт испарения бакелитовой пропитки-связующего.

Т.е. всё-таки абляция. Спасибо за информацию
 
1 2 3 4

в начало страницы | новое
 
Поиск
Поддержка
Поддержи форум!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru