Моя статья по украинским «Альбатросам»
13 ноября 2007г, для участия в антитеррористической операции НАТО «Активные усилия», в Средиземное вышел корвет Военно-Морских Сил Украины «Луцьк» проекта 1124 типа «Альбатрос».
…Средиземное море восьмидесятых годов прошлого века. Это море хорошо еще помнит корабли этого проекта… Оно помнит то, как, рассекая прозрачную голубизну ее вод, хищные противолодочные «Альбатросы» пытались поймать в цель, скрывавшуюся в ее толще подводные лодки НАТО. И только территориальные воды чужого государства вынуждали их отказываться от дальнейших преследований…
Прошли годы – изменился Мир. Наше время. Более тридцати дней украинский «Альбатрос» под флагом североатлантического альянса осуществляет контроль на маршрутах интенсивного судоходства. Его цель - пресечения нелегальных морских перевозок оружия и боеприпасов, противодействие незаконным перемещениям людей и другой незаконной деятельности с использованием гражданских судов.
Конец 50-х, начало 60-х годов ХХ века оставил революционный след в истории развития Военно-Морского флота. Появление в составе ВМФ США подводных атомных ракетоносцев (ПЛАРБ) «George Washsngton» с шестнадцатью ракетами UGM-27A системы «Polaris A-1», способных нанести удары по стратегическим объектам СССР, вывело класс подводных лодок из средств борьбы на морских коммуникациях в главную ударную силу. Теперь, некогда второстепенный вид военно-морского флота- всего лишь одна стратегическая подводная лодка, была способна стереть с лица земли любого противника без участия других родов войск. Ответным, и вполне адекватным, ходом Кремля, наряду с созданием собственных ПЛАРБ, была создана система противодействия не столько ракетному оружию подводных лодок, сколько обнаружение и уничтожение вражеских субмарин до момента запуска межконтинентальных баллистических ракет.
Сложной системе противолодочной обороны (ПЛО) предусматривающей дальнюю (океанскую) – 3000 миль, ближнюю (морскую) – до 1200 миль и прибрежную зоны, потребовалось создание кораблей специального назначения – противолодочных кораблей.
Так, для дальней зоны ПЛО в СССР в 60 – 80-е годы были созданы противолодочные крейсера типа «Москва» (пр.1123), большие противолодочные корабли (БПК) 1-го ранга проектов 1134 типа «Адмирал Зозуля», 1134Б типа «Николаев», БПК 2-го ранга проекта 61 типа «Комсомолец Украины».
Корабли морской зоны были представлены кораблями проектов 1135 и 1135М типа «Бдительный», кораблями ПЛО проектов 159 и 35.
В прибрежных или оперативных зонах военно-морских баз «работали» «противолодочники» проектов 201 и 204. Но наиболее удачными и самым массовыми противолодочными кораблями прибрежной зоны в советском флоте считались малые противолодочные корабли (МПК) проекта 1124 «Альбатрос».
«Горбатый» предшественник
История появления «Альбатросов» ведет свою «родословную» от создания для ВМФ СССР МПК проекта 204. Инновационность и в тоже время простота конструкторских решений, предложенная конструктором А.Кунаховичем (позднее его сменил М.Бобров) привела к созданию небольшого корабля с очень развитым противолодочным вооружением и мощной энергетической установкой. Корабли этого проекта, при своих небольших размерах (длина 58,3 м и ширина 8,1 м) и малом водоизмещении (551т) получились буквально «вооруженными до зубов». Две ракетно-бомбовые установки РБУ-6000, четыре однотрубных 400-мм торпедных аппарата для противолодочных торпед и гидроакустическая станция кругового обзора «Геркулес-2М», входили в систему поиска и уничтожения подводных лодок. А одна двуствольная артиллерийская установку «АК-725» с дистанционным комплексом управления стрельбой «МР-103» была предназначена для обеспечения противовоздушной и противокорабельной обороны. С целью достижения высокой скорости хода на МПК была установлена двухвальная дизель-газотурбинная установка мощностью 395000л.с. Главная энергетическая установка отличалась оригинальной конструкцией: вращаемые дизелями гребные винты были помещены в трубы с соплами, в которые нагнетался воздух с помощью двух независимых газотурбокомпрессоров, тем самым, создавая дополнительную тягу. В таком режиме скорость возрастала до 35 узлов, а без применения форсажа она составляла 17,5 узла.
Впрочем, за выдающиеся скоростные характеристики морякам пришлось заплатить теснотой боевых постов, кубриков и кают, а также высокой шумностью и капризностью в эксплуатации энергетической установки. Нередкими были случаи, когда из-за выхода из строя ГЭУ малые противолодочные корабли проекта 204 теряли ход в открытом море, а ввиду сложности конструкции турбин, механики «двести четвертых» не в силах были произвести ремонт самостоятельно - корабли буквально приходилось вылавливать из морской пучины и буксировать на судоремонтные заводы. В дополнение к свом характеристикам, за свой весьма несвойственный кораблям силуэт, вызванный установкой больших воздухозаборников, как конструктивный элемент газотурбокомпрессоров, МПК получили прозвище «горбатых».
Всего по проекту 204 судостроительными заводами Керчи, Хабаровска и Зеленадольска (Татарская АССР) в период с 1960 по 1968 гг. для ВМФ СССР было построено 64 корабля. Три МПК в 1975г. были переданы Болгарии, где они получили имена «Напористи», «Строги» и «Летящи»; еще три пополнили корабельный состав ВМФ Румынии. Примечательный факт – уже к началу к 1991г. в ВМФ СССР не было не одного МПК проекта 204, тогда как в болгарском флоте, эксплуатация этих «старичков» продолжилась и в ХХIв. В начале 2000-х гг. болгарские МПК успели даже принять активное участие и международных учениях под эгидой НАТО.
Появление героя
На смену МПК проекта 204 в 1963-м году ЦКБ-340 (с 1966 года зеленодольское ПКБ) разработало эскизный проект малого противолодочного корабля проекта 1124 «Альбатрос». Основная задача, стоявшая перед главным конструктором проекта Юрием Никольским, было качественно улучшить характеристики МПК и придать ему как можно больше боевых возможностей. Необходимо было решить вопрос дальности обнаружения и способы уничтожения подводного противника (ГАС «Геркулес-2М» и 400-мм ТА стоявшие на МПК пр.204 явно не справлялась с этой задачей), усилить противовоздушную и противокорабельную оборону, решить вопрос по улучшению мореходности и обитаемости корабля при относительно небольшом увеличении водоизмещения проектируемого корабля.
В ходе конструкторских работ главное внимание было уделено выбору наиболее оптимальных обводов корпуса будущего МПК, чтобы добиться требуемой 35-узловой скорости хода при стандартном водоизмещении 800 тонн, конструкторы предложили так называемые комбинированные обводы корпуса. Этот вариант проекта сочетал в себе преимущества остроскулых «катерных» и круглоскулых «корабельных» корпусов.
Для улучшения мореходности в штормовых условиях надводная часть корпуса была уширена в носовой части за счет протяженной, занимающей всю ширину корпуса, носовой надстройки и седловатости верхней палубы. Корпус корабля получил верхнюю и нижнюю палубы, платформу, трюм и двойное дно. Одиннадцать водонепроницаемых переборок, доходящих до верхней палубы, разделили корпус корабля на двенадцать водонепроницаемых отсеков. МПК имел продольную систему набора с размером шпации 500 мм. Толщина наружной обшивки колебалась в пределах 6-8 мм, второе дно имело толщину 5 мм, а толщина настила палуб, платформы и главных переборок – 4мм. Бронирование на новом МПК не предусматривалось.
Носовая надстройка «Альбатросов» стала занимать почти треть длины корпуса корабля. Для облегчения она была выполнена из алюминиево-магниевого сплава АМГ-5В.
При разработке проекта конструкторы уделили большое внимание вопросам обитаемости и предусмотрели систему круглогодичного кондиционирования воздуха в жилых, служебных помещениях и на боевых постах. Фок-мачта корабля была выполнена из АМГ- сплава сплошной, квадратного сечения. Небольшая треногая грот-мачта была размещена в передней части кормовой надстройки, также выполнена из АМГ- сплава толщиной 3-4 мм.
В качестве ГЭУ была принята дизель-газотурбинная установка. Газотурбинная установка мощностью 18000 л.с. имела привод на средний вал (форсажный ход), а два дизеля мощностью по 10 000 л.с обеспечивали ход бортовым винтам (экономический ход). Водоизмещение проекта 1124 по сравнению с проектом 204 увеличилась более чем в два раза и достигла 982т.
Численность экипажа МПК проекта 1124 по штатам 1974 года составляла 83 человека: 9 офицеров, 12 мичманов и 62 старшины и матросов срочной службы.
Новый корабль отличался от своего «горбатого» предшественника наличием ЗРК самообороны «Оса-М», двумя сдвоенными поворотными 533-мм торпедными аппаратами ДТА-53-1124, мощными гидроакустическими средствами: подкильной ГАС МГ-322Т «Шелонь», ГАС «Аргунь» и «Хоста». Корабль был способен принять на борт 18 мин или до 12-ти глубинных бомб типа «ББ-1» или «БПС». Неизменным от предшественника остались две РБУ-6000 и АК-725.
Всего по проекту «Альбатрос» с 1979-го по 2006 гг. на стапелях четырех судостроительных заводов: Зеленодольского «Красный металлист», Хабаровского им. С.М.Кирова, Владивостокского и Киевского «Ленинська кузня» было построено 80 МПК в четырех сериях, имевших различия по составу вооружения и 12 пограничных кораблей для морских частей КГБ СССР. Несколько кораблей после распада достроены не были и разделаны на металл. На Западе «Альбатросы» получили условное обозначение «Grisha- class». По данным всемирно известного английского справочника «Jane,s Fighting ships» западные специалисты разделяли пять основных видов «гриш».
МПК проекта 1124 – 1-я серия («Grisha-I»), или «чистые одиннадцать-двадцать четвертые» - как еще их называли отечественные специалисты, вооружались ЗРК «Оса-М», 2х12 РБУ-6000, 2х2 533-мм ТА и глубинные бомбы. МПК типа «Grisha-I» вооружались только одной двуствольной башенной артиллерийской установкой «АК-725». Управление стрельбой «АК-725» производилось с помощью РЛС «МР-103» («Барс») с максимальной дальностью обнаружения цели 40 км. РЛС размещалась на кормовой надстройке корабля. В качестве РЛС обнаружения воздушных и надводных целей на фок-мачте корабля была установлена РЛС «МР-302» («Рубка») с дальностью обнаружения целей: 98 км – воздушных и 25 км - морских. Основу гидроакустического вооружения первых двух серий МПК оснащались подкильной станцией «Аргунь» и опускаемой «Шелонь». Гидроакустическая станция «МГ-322» («Аргунь») была принята на вооружение в 1969г. и работала в режиме эхопеленгования. Дальность обнаружения подводной цели составляла 2-10 км при скоростях от 14 и 25 узлов. Гидроакустическая станция «МГ-339» («Шелунь») размещалась в кормовой надстройке и работала только в режиме «стоп» и могла обнаружить подводную цель на дистанции от 2-х до 50-ти км. Станция могла работать как в режиме эхопеленгования, так и в режиме шумопеленгования. Головным кораблем проекта 1124 стал «МПК-147», который вошел в состав ВМФ СССР 25.09.1967г.
ПСКР проекта 1124П («Grisha-II») строились с 1972 по 1985 гг. для морских частей погранвойск КГБ СССР Зеленодольским и Владивостокским ССЗ. Проект 1124П являл собой незначительную модификацию противолодочного “Альбатоса” и классифицировался как пограничный сторожевой корабль (ПСКР): вместо ЗРК “Оса-М” в носу была установлена вторая артустановка «АК-725», а для перевозки досмотровых групп в состав вооружения были включены быстроходных катера. Численность экипажа снизилась до 79 человек при 9 офицерах.
МПК проекта 1124 – 2-я серия («Grisha-III»). Фактически новый корабль не получил нового проектного обозначения, но западные специалисты увидевшие изменения в составе вооружения выделили новую советскую разработку МПК, и к обозначению «Grisha» присвоили арабскую литеру III. В состав вооружения МПК был введен принятый на вооружение в августе 1980г. новый шестиствольный артиллерийский комплекс «АК-630М» стреляющий 30-мм снарядами с темпом в 4 – 5 тыс. выстрелов в минуту.
МПК проекта 1124М – 3-я серия («Grisha-IV») (литера М - «модернизированный»). Разработка проекта модернизированного малого противолодочного корабля по проекту 1124М началась в 1976 году. Вместо двухствольной 57-мм «АК-725» в состав вооружения была включена одноствольная 76-мм артиллерийская установк «АК-176». Данная серия МПК комплектовалась более мощной РЛС общего обнаружения «МР-320» («Топаз-2В») с дальностью обнаружения целей: 100 км – воздушных и 40 км – морских. Также, новый МПК вместо ГАС «Аргунь» получил новую ГАС «Платина» или «Платина-М» с дальностью обнаружения подводной цели до 15 км.
МПК проекта 1124МУ – 4-я серия («Grisha-V») РЛС «МР-320» («Топаз-2В») была заменена на фазированную антенну «МР-755» («Фрегат-МА-1»), принятой на вооружение в 1982г. Новая станция, созданная на элементной базе 4-го поколения, отличается сложным сигналом при пониженной мощности излучения. Рабочий диапазон – 12 – 15 см, дальность действия – более 200 км. Результатом данной модернизации стал явный перегруз, и конструкторы были вынуждены снять одну РБУ-6000, хотя и это, впрочем, не помогло - стандартное водоизмещение проекта увеличилось на 10% и составило 1056 тонн. Численность матросов увеличилась на 3 человека.
Помимо основных пяти классов «гриш», в составе ВМФ СССР, находились два опытовых корабля - «МПК-104» и «МПК-5».
Экспериментальный корабль «МПК-104» (заводской №721), был переоборудован для испытаний зенитно-ракетного комплекса ближней обороны «Кинжал» по проекту 1124К, создававшийся в 80-е годы НПО «Альтаир» под руководством С.Фадеева для замены ЗРК «Оса-М». На «Альбатросе» вместо ЗРК «Оса» в носовой части корпуса установили три модуля по восемь ракет 9М 330-2 в транспортно-пусковых контейнерах, а в кормовой надстройке измененной формы была размещена стрельбовая станция экспериментального ЗРК.
Корабельные испытания комплекса начались в 1982г. в Черном море. В ходе показательных стрельб, прошедших весной 1986г. по МПК-104, с береговых пусковых установок, были запущены 4 крылатые ракеты П-35. Все они были сбиты четырьмя ракетами ЗРК «Кинжал». В 1989г. ЗРК «Кинжал» был принят на вооружение, а сам опытовый корабль в 1998г. был списан и продан на металл.
Второй опытный «Альбатрос» «МПК-5» использовался для испытаний противолодочного ракетного комплекса РПК-5 «Ливень». Помимо уничтожения вражеских торпед новый противолодочный комплекс легко поражал подводные лодки на удалении от 100 до 3000 метров. Сам комплекс был принят на вооружение в 1982г, а МПК после длительного отстоя в Феодосии в 1995г. был списан и сдан на слом и, как и его опытовый собрат «МПК-104» буксирами уведен в Турцию.
Опыт эксплуатации МПК в советский период
Первоначально планировалось, что МПК проекта 1124 будут проходить службу только на закрытых морских театрах: в Черном, Балтийском и Каспийском морях (МПЧ КГБ СССР). Но получилось так, что проходить службу им пришлось и в холодном заполярье, и Тихом океане и в Средиземном море. Все четыре флота: Балтийский, Северный, Черноморский и Тихоокеанский, а также морские части погранвойск КГБ СССР, получили на вооружение быстроходные «альбатросы». За годы более чем двадцатилетней эксплуатации МПК полностью подтвердили свои боевые качества в поиске ПЛ противника. Проект 1124 оказался самыми массовым и очень удачными представителям среди кораблей своего класса. Для 1970-х – 1980-х гг. «Альбатросы» имели впечатляющие противолодочные возможности за счет применения двух гидроакустических станций. Именно эти небольшие корабли, с молниеносностью волчьих стай лихо гоняли как дизельные, так и атомные корабли стран НАТО.
Об интенсивности боевых служб можно судить по информации записанных в исторических журналов хотя бы нескольких МПК Черноморского флота.
Так с 8 мая по 9 июня 1973г, находясь на боевой службе в Средиземном море, «МПК-147» более 10 часов поддерживал контакт с американской АПЛ.
16 марта 1987г. корабельная поисковая ударная группа (КПУГ) в составе «МПК-52», «МПК-127» и «МПК-93» осуществляла поиск иностранных подводных лодок в Черном море. На третьи сутки в районе 3-х часов ночи гидроакустики «МПК-52» обнаружили подводную цель на дистанции 13 км. Контакт идентифицировали как иностранную ПЛ, так как советских субмарин в этом районе не было. В результате почти суточного преследования подводная лодка ВМС Турции была вынуждена всплыть, загнанная в собственные территориальные воды.
Не могли похвастаться простыми буднями и пограничные «Альбатросы», и как пример тому вполне боевая жизнь ПСКР «Измаил.
После вступления в состав 5-й отдельной Балаклавский бригады сторожевых кораблей Западного ПО с 1981-го по 1989гг. корабль находился в строю более 2000 дней, что составляет пять с половиной лет, из них на боевых службах – 1053 дня (около трех лет). В ходе пограничных рейдов было осмотрено 5459 судна и 5936 человек, 296 кораблей задержано, из них 14 – иностранные шхуны.
ПСКР «Измаил» дважды – в феврале 1986-го, и в феврале 1989 года – в состав кораблей КЧФ принимал участие в вытеснении из территориальных вод СССР отряд кораблей ВМС США крейсера «Yorktown» и эсминца «Keron».
В апреле 1986г. по наведению радиотехнических частей КГБ КПУГ в составе ПСКР «Измаил». ПСКР–629 и ПСКР-105 выдвинулись в район мыса Тарханкут для поиска работавшего радиопередатчика иноземного производства. В 20-ти милях от Тарханкута КПУГ установил контакт с неопознанной подводной лодкой, и произвела противодиверсионное гранатометание. После этого совместно с авиацией КЧФ ПСКР на протяжении 22-х часов сопровождали неопознанную иностранную лодку. Как позднее выяснилось, нарушителем границы была турецкая подводная лодка «Ильдыр», которая на протяжении 25-ти дней находилась на боевой службе в территориальных водах СССР.
В 1989г. около мыса Опук гидроакустики «Измаила» обнаружили шумы неопознанной подводной лодки. МПК «Комсомолец Армении (проект 1124М), пришедший на помощь, подтвердил контакт с иностранной ПЛ. Через два часа МПК «Киевский Комсомолец» и «Комсомолец Грузии» (оба пр. 1124М) вновь обнаружили в этом районе неопознанную подводную лодку и сопровождали ее до порта Эрегли.
Но если во внутренних морях МПК проекта 1124 служили достойно, то в условиях океанского и даже средиземноморского театра «альбатросы» получились недостаточно удачными по бытовым условиям, малой автономности (по запасам провизии – 9 суток) и мореходными качествам, и к середине 80-х годов ХХ века назрел вопрос об их замене. Такими кораблями должны были стать сторожевые корабли проекта 11660 «Гепард» с полным водоизмещением 1930т, длинной 102,2м с различными вариантами многоцелевого вооружения. Но этим планам не суждено было сбыться по причине распада СССР и, в состав ВМФ Российской Федерации вступил лишь один СКР «Татарстан».
На службе ВМС Украины
За 16 летнюю историю независимой Украины, национальные Военно-Морские Силы, в разное время, насчитывали в своем составе от одного - до пяти единиц МПК. Общее же количество корветов (так стали классифицироваться МПК в соответствии со стандартами ВМС стран НАТО) составляло шесть единиц, при этом всех серийных модификаций.
Первым «альбатросом» ВМС Украины стал корвет «Луцьк» («Grisha-V») киевского завода «Ленинська кузня». 12 февраля 1994г. он вошел в состав ВМС Украины. Следующими стали пограничные СКР «Днепр» и «Измаил» («Grisha-II») (переименованы соответственно в «Вiннiца» и «Чернигiв») принятые из состава 5-й отдельной бригады пограничных сторожевых кораблей Пограничных войск Украины 19 января 1996г. После второго раздела кораблей Черноморского флота Российской Федерации ВМС Украины пополнились двумя «противолодочниками» – «МПК-52» («Grisha-I») и «МПК-43» («Grisha-III») получившие новые наименования «Сумы» и «Херсон». Шестым украинским «Альбатросом» стал корвет «Тернопiль» принятый в состав ВМС 16 января 2006г.
По-разному сложилась судьба украинских «одиннадцать-двадцать четверок». Первыми из состава ВМС Украины были выведены «Сумы» и «Херсон» ввиду их преклонного возраста (1971 и 1975 гг. постройки соответственно), отсутствия денег на ремонт, запасных частей для корветов «Луцьк», «Вiннiца» «Чернигiв» и …строящегося «Тернопiля». Следующим покинул строй корвет «Чернигiв», правда уже под именем «Iзмаiл», передав в свою очередь свое имя морскому тральщику «Жовтi Води». «Iзмаiл», как и его побратимы, пал заложником отсутствия финансирования требующегося для ремонта. Но экипаж корабля до последнего момента надеялся ввести свой корабль из «клинической смерти» и ввести в боевой состав действующих сил ВМС Украины. Даже на «предсмертных» фотографиях видно, что благодаря стараниям личного состава и старшего боцмана, корабль выглядел чистым и ухоженным.
На сегодняшний день флот Украины располагает тремя «Альбатросами»: это корветы «Тернопiль», «Луцьк» и «Вiннiца».
Корвет «Вiннiца»
Заводской№С-775. 23.12.1975г. заложен в эллинге ССЗ в Зеленодольске и 17.06.1976г. зачислен в списки кораблей МПЧ КГБ, спущен на воду 12.09.1976г. и вскоре переведен по внутренним водным системам на Азовское море, а оттуда в Балаклаву для прохождения сдаточных испытаний, приказом № КПЗУ 0195, от 24.12.1976г. вступил в строй и вошел в состав 5-й отдельной Балаклавский бригады сторожевых кораблей Морских частей КГБ СССР Западного ПО. Участвовал в охране границы, экономической зоны СССР и рыболовных промыслов у побережья Крымского полуострова в Черном море.
С 8.04.1977г. – находился в компании в районе Черного моря от о.Змеиный до Керченского пролива. 1978г: 1.01 - 31.12 – в компании в районе Черного моря от п.Одесса, до п.Новороссийск. 1979г: 10.07 - 31.12 - находился в компании в районе Черного моря от м.Тарханкут, до п.Новороссийск. 1980г: 1.01 - 31.12 - в компании в районе Черного моря от м.Тарханкут, до п.Очамчири. 1981г: январь – май – корабль находился в ремонте. Май – декабрь - - находился в компании в районе ЮБК. С 1.01 – 31.12 - в компании в районе Черного моря. В июне 1992г. вошел в состав морских частей Украины, 26.11.1992г. исключен из состава Департамента Морских сил ФПС РФ. 19.01.1996г. передан в состав ВМС Украины, переклассифицирован в корвет и переименован в «Вiннiцу».
После передачи корабля ВМСУ корвет «Вiнница» принимал участие во многих многонациональных учениях: «Кооператив партнер-96»- с 20.07- 28.07.96г., «Море-96» - с 31.07- 01.08.96г.(внешний рейд Севастополя, бухта Балаклава) «Классика-96» (порт Констанца) – с 30.08 – 10.09.96г., Совместный «Сбор-поход-98»- 15-17 апреля 1998г. «Сбор-поход-99». 20-22 апреля 1999г., «Фарватер мира-99». Апрель 2000г. – принимал участие в сбор-походе кораблей ВМСУ. 19.06 – 01.07.2000г. – участие в международных учениях «Кооператив партнер 2000» п.Одесса (Украина), «Бриз-2002», «Фарватер – Форпост-2002», «Блексифор-2003»- с 19- 22 августа, «Бриз – 2003», 22 – 23.04.2003 г. - участие в учениях «Фарватер мира 2003». В 2007г. – участия в учениях «Артерия 2007».
Корвет «Луцьк»
Заводской №012. Заложен 26 декабря 1992г. на Киевском судостроительном заводе "Ленинская Кузница". 22 мая 1993г. состоялся его спуск на воду. После чего, с 14 по 16 ноября корвет, в сопровождении заводских буксиров был переведен по Днепру в порт Николаев, откуда 21 ноября, после окончательной проверки механизмов и готовности экипажа к выходу в море, совершил самостоятельный переход в главную базу флота - порт Севастополь. Переход корабля происходил в условиях сильного шторма. 30 декабря состоялось подписание акта о принятии МПК в состав Воен¬но-Морских сил Украины. 12 февраля 1994г., у причальной стенки морского вокзала, при большом стечении гостей, жителей города, представителей СМИ, в присутствии Министра Обороны Украины генерала армии Александра Кузьмука и Киевского митрополита состоялось освещение корабля и торжественная церемония поднятия Флага ВМС Украины. С этого дня корвет “Луцьк” влился в учебно-боевую деятельность флота: июль 1994г. - смена бортового номера “400” на “U200”. Участие в международных учениях "Си Бриз-94" (Болгария). Август 1995 года - участие в международных учениях "Си Бриз-95" (Болгария). 20 –25 сентября 1995г. (г.Одесса) - корабль хозяин во время официального визита итальянского эскадренного миноносца УРО «Франческо Лимберли». 1 августа 1996г. - участие в президентских учениях "Море-96". Январь 1997г. - выполнение первой в истории ВМСУ ракетной стрельбы. Апрель 1997г. - участие в совместном сбор-походе с отрядом ко¬раблей ЧФ ВМФ России. Июль 1997г. - участие в международных учениях "Кооператив-парт¬нер-97" (Болгария). Август 1997г. - участие в международных учениях "Си-Бриз-97" (ВМБ Донузлав). Ноябрь 1997г. - участие в совместном сбор-походе с отрядом ко¬раблей ЧФ ВМФ России. В 1997 – 1998 гг. – прошел доковый ремонт. 1998г.: 15 – 17.04 - участие корабля в совместном сбор-походе кораблей ВМСУ и ЧФ РФ (Черное море). Июнь - участие в международных учениях «Кооператив-парт¬нер-98» (Румыния). Ноябрь – участие в международных учениях «Си-Бриз-98» (Одесса). 1999г.: Апрель– сбор-поход. Август- участие в международных учениях «Фарватер ми¬ра-99». Сентябрь - президентские учения «Дуэль-99». 2000г.: Апрель - сбор-поход. 19 – 30.06 - участие в международных уче¬ниях «Кооператив-партнер-2000» (Одесса). 14 – 28.07 – участие в международных учениях «Бриз-2000» (Болгария). 16 – 24.09- участие в международных учениях «Черноморское партнерство 2000» (Турция). С сентября 2000 по май 2001г. корвет прошел средний ремонт в г.Николаев. 2001г.: „Фарватер мира-2001”, Президентське учения „Дуель-2001”. 2002г.: - „Си-Бриз-2002” (Одеса), сбор – поход. 2003г.: 22 – 23.04 – «Фарватер мира 2003». Июнь – июль - участие в международных учениях «Кооператив-партнер-2003» и «Черноморское партнерство 2003». 2004г.: 21 – 25.09 - принимал участие в сбор-походе кораблей ВМС Украины. 04.05. – 07.05 – корабль-хозяин во время визита корабля береговой охраны ВМС США «Тампо». 9 мая – участие в параде кораблей приуроченного ко Дню Победы. 03.06 – 02.07 – принимал участие в международных учениях «Cooperative partner 2004» (Болгария). 2005г.: во время пребывания эсминца ВМС США DDG 72 «Махан» (типа “Arleigh Burke”) производились совместные маневры в рамках «Процесса планирования и подготовки сил к международной антитеррористической операции «Active Endeavor». 20 – 23.08.2005г.: участие в учениях «Реакция 2005». 27.12.2005г. – выход в море с корветом «Тернопiль» проводимый в рамках программы приемо – сдаточных испытаний этого корабля. 23-26.10.2007г. – контрольный выход в море (К-2). 13.11.2007г. – вышел в море для участия в антитеррористической операции «Активные усилия» в Средиземном море.
Девизом корабля являются слова «Отвага и мужество».
Корвет «Тернопiль»
Заводской № 013. Заложен в 23.04.1991г. Контракт на постройку корвета подписан МО Украины с ООО «Ленинська кузня» в декабре 1992г.
Торжественный спуск корабля на воду производился 15.03.2002г. В церемонии принемали участие начальник Вооружения Вооруженных Сил Украины генерал-полковник Александр Стеценко, заместитель государственного секретаря промышленной политики Украины Леонид Минин, заместитель главнокомандующего ВМС контр-адмирал Вячеслав Сычов, народные депутаты Украины, коллектив ССЗ «Ленiнська кузня». Среди гостей также были представители государственной власти Тернопольской области, которые стали шефами корабля. Дата передачи корабля флоту постоянно переносилась в связи с финансовыми проблемами. Первоначальный срок передачи корабля украинскому флоту - 2003г., но в июле 2004г. корвет все также находился на территории завода. С октябрь 2001 по конец 2004гг. – проходил процесс формирования экипажа корвета. 2005г: 7 сентября произведен повторный спуск корвета на воду. 22.09.- корвет в сопровождении заводского буксира миновал боновые заграждения и встал к СРЗ «Персей». (Севастополь).
С октября 2005г. корабль начал осуществлять ходовые испытания. Председателем государственной комиссии по приему корабля в состав ВМС назначен первый заместитель командующего ВМС ВС Украины контр-адмирал Виктор Максимов, его первым заместителем стал начальник штаба эскадры разнородных сил к.1р. Виктор Заремба. 2006г: 16.02.- приказом министра обороны Украины №86 от 15.02.2006г. корабль введен в боевой состав ВМС ВС Украины. В 10.00 того же дня в присутствии министра обороны Украины, представителей ОАО «Ленинская кузня», Тернопольской государственной администрации на корвете поднят флаг ВМС ВС Украины.
Сразу после вступления в состав отряда сил быстрого реагирования корвет «Тернопiль» дважды побывал в Средиземном море. Первый поход состоялся в конце 2006г. в качестве «ученика» - экипаж украинского корвета на практике проводил отработку тактических эпизодов, подобных тем, что осуществляются кораблями ВМС стран НАТО в рамках средиземноморской операции по выявлению и предотвращения террористических действий «Активные усилия».
Во время проведения данного «тренинга» - «ориентирования в миссии» (Mission Oriented Training/MОТ) корабль – дебютант, с помощью мобильной тренинговой команды НАТО (на КРВ «Тернопiль» находились представители от американских, итальянских и испанских ВМС) проходил обучение.
С целью обеспечения взаимно совместимой связи между украинским и итальянским кораблями, на борту «Тернопiля», была установлена система связи «SEMARCOM», и аппаратура освещения надводной обстановки, которая позволила обеспечить работу украинского корабля с международной системой автоматизированной идентификацией судов AIS (Automated Identification Sistem).
Учебное плавание украинского корвета проходило в одном из районов вблизи острова Крит совместно с фрегатом итальянских ВМС «Команданте Чигала Фульгози». Целью данных тренировок было на практике осуществить взаимодействие между оперативными офицерами двух кораблей, а также тренировка на итальянском борту украинской досмотровой группы. Итоговая оценка, поставленная экипажу украинского корвета – «хорошо».
В мае - июне 2007г. корвет «Тернопiль» уже в качестве полноправного члена операции находился на боевой службе в Средиземном море.
Сегодня для Военно-Морских Сил Вооруженных сил Украины актуальным является вопрос скорейшего перевооружение флота, ведь средний возраст боевых кораблей действующего состава давно уже перевалил за отметку в 26 лет а, как известно пороговым для кораблей является отметка в 25 лет. Но этот показатель, очень усредненный, ведь есть и такие корабли которым уже «стукнул» третий десяток. Понимая сложившуюся ситуацию, с 1992г. по заказу министерства обороны Украины в различных проектных организациях стали разрабатывать несколько проектов кораблей класса «корвет». Как будет выглядеть этот корабль - покажет время. Хочется верить, что новые корабли станут достойными продолжателями традиций украинских «альбатросов»
Приложение
Тактико-технические характеристики корвета ВМС Украины «Луцьк»
Водоизмещение полное- 1220 тонн, стандартное- 1056 тонн. Длина корпуса: 71,2м. Ширина корпуса: 10,15м. Высота от КВЛ до клотика- 23, 64м. Осадка: 3,72м (по обтекателю ГАС- 6,1м.). Двигательная установка: 1 газовая турбина «М-8-М» в 18000 л.с. Два главных дизеля «М-507А» по 10000 л.с. Установка трехвальная, ком¬бинированная. Дизель-генераторы: 1 - ДГ-500, 1 - ДГ-300, 1 - ДГ-200. Скорость полного хода 31,5 узла, экономичес¬кая- 14,3 узла. Автономность 9 суток. Скорость оперативно-экономическая- 14 узлов с дальностью плавания 1940 миль. Дальность плавания полным ходом (27узлов) - 640 миль, экономическим (14узлов) - 2500 миль, 4000 миль – при скорости в 10 узлов. Мореходность неограниченна. Вооружение: Один корабельный носовой зенитно-ракетный комплекс самообороны «Оса-МА». Может применять¬ся как по воздушным, так и по надводным целям. Одна кормовая корабельная автоматическая артиллерийская установка «АК-176», калибра 76 мм. Одна скорострельная автоматическая 30-мм артиллерийская установка «АК-630М». Два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата. Одна двенадцатиствольная реактивная бомбометная установка «РБУ-6000» для поражения ПЛ и атакующих торпед противника. Комплекс пассивных помех «ПК-10». Корвет способен принять на борт 18 мин или до 12 глубинных бомб типа «ББ-1» или «БПС». Радиоэлектронное вооружение: «ФРЕГАТ-МА-1», ГАС «Платина-М» МР-755 "Топаз-2Б", РЛС управления огнем МПЗ-301 "База" (ЗРК), МР-123 "Вымпел" (АУ), система РЕБ "Бизань-4Б. Запасы: топливо - 130т.; масло - 10,5т.; питьевая вода - 27,2 т. Численность экипажа: 14 офицеров, 12 мичманов, 64 матроса.
Источники:
1. Костриченко В.В. «Альбатрос» дозорный в море. История кораблей проекта 1124. М., ООО Военная книга, 2005.
2. Празукин А. «Альбатроси» - вбивци субмарiн». - Морська держава, № 5, 2003г.
3. Празукин А. Корвет «Луцьк». - Морська держава, № 1, 2003г.
4. Ширакорад А.Б. Оружие отечественного флота. М., Минск, 2001г.