"Давайте решим земные вопросы, а потом займемся экзотикой"
Что происходит с беспилотными летательными аппаратами в России
Тема беспилотных летательных аппаратов (БЛА) становится все более популярной и даже модной. Это перспективное направление развития техники в мире, что подтверждают многие специалисты. Сегодня более 40 стран применяет примерно 100 модификаций беспилотников. Рынок беспилотной техники оценивается миллиардами долларов и продолжает расти. В ближайшее десятилетие, по прогнозам экспертов, мировые ежегодные расходы на разработку и производство БЛА возрастут с нынешних 2,7 млрд до 8,3 млрд долл. в 2016 году. Общая сумма затрат на БЛА в ближайшее десятилетие оценивается примерно в 55 млрд долл., из которых 16 млрд — непосредственно на закупку аппаратов.
Согласно материалам Европейской конференции по БЛА, в мире разработано более 600 типов таких аппаратов, из них на долю России приходится только 25. Каково будущее этого направления развития техники в нашей стране, сможет ли Россия занять достойное место среди мировых фирм, занимающихся БЛА? На эти и другие вопросы обозревателя «Времени новостей» Николая ПОРОСКОВА ответил директор программ по комплексам с беспилотными летательными аппаратами ОАО «Концерн «Вега», основного подрядчика Министерства обороны России, контр-адмирал запаса Аркадий СЫРОЕЖКО.
-- Сегодня в России более десятка фирм и предприятий занимается разработкой и производством комплексов с БЛА. Тем не менее Министерство обороны РФ собирается закупать беспилотники у Израиля. Логично ли это?
-- Право любого потребителя — покупать то, что ему необходимо, и там, где он пожелает. Но это и ответственность за принятое решение. Действительно, сегодня в России много крупных и мелких предприятий, фирм, которые занимаются разработкой и производством комплексов с БЛА и их отдельных элементов. Часть предприятий работает в рамках государственного оборонного заказа, другая — в инициативном порядке предлагает свою продукцию отечественным и зарубежным потребителям. Отечественные разработчики доказали, что способны выходить на рынок с продукцией, которая удовлетворяет заказчика, а по критерию «эффективность — стоимость» не хуже зарубежных аналогов.
-- Есть ли резон ликвидировать ненужную конкуренцию и объединить усилия отечественных разработчиков и производителей БЛА? Например, создав очередной холдинг?
-- Интеграция в сфере производства беспилотников идет. В наш концерн включены НИИ "Кулон" и КБ "Луч", которые прежде дублировали друг друга. Объединение позволило унифицировать технические решения, сформировать единую техническую политику. В рамках «Концерна «Вега» создан совет главных конструкторов по комплексам с БЛА. В нем представлены основные разработчики: «Вега», ОАК, "Вертолеты России", «Кулон», «Луч», РСК «МиГ», АХК «Сухой», ОАО «Туполев», «Камов», «Миль», «Иркут», «Топаз», «Сокол», НИИ ТП и многие другие. Всего в совете около 60 человек, включая представителей силовых структур. Генеральный конструктор "беспилотного направления", он же генеральный директор — генеральный конструктор «Концерна «Вега» Владимир Степанович Верба. Одна из задач совета — формирование кооперации отечественных производителей, которые составят реальную конкуренцию зарубежным коллегам. Итоги прошедшего года вселяют уверенность в том, что мы сможем выдержать такую конкуренцию. Свидетельство этому — объединенная экспозиция "Веги", концерна "Алмаз-Антей", Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и "Вертолетов России" на третьем московском международном форуме "Беспилотные многоцелевые комплексы", который открывается 27 января.
-- Может быть, всех производителей беспилотных аппаратов не стоит тянуть в будущий холдинг — продукция ведь очень разнородная?
-- Никто никого ни в какой холдинг не тянет. Просто умный руководитель должен понимать, что в нынешних условиях выжить может лишь структура, интегрированная в общий процесс создания современной беспилотной техники. При всей кажущейся разнородности беспилотной техники комплексы с БЛА должны создаваться на базе унифицированных летающих платформ различных классов со сменной полезной нагрузкой. Если конкретно, газоанализатор для МЧС, тепловизор для желающих летать ночью, фотоаппарат для картографирования, пеленгатор для радиотехнической разведки, телекамера для получения информации в реальном масштабе времени, ретранслятор, аппаратура радиоэлектронной борьбы, ударные средства. Наземная же часть должна быть унифицированной.
-- Довольно часто и не без оснований говорят, что российская оборонная промышленность все еще держится во многом благодаря заделу, созданному в СССР. Какими БЛА владел Советский Союз?
-- В СССР был достигнут высокий уровень развития и использования беспилотной техники, в этой области мы были в мировых лидерах. В вооруженных силах было более 30 частей и подразделений, оснащенных комплексами с БЛА. Большое количество отечественных беспилотных комплексов было поставлено за рубеж. Конечно, это была техника 80-х годов прошлого века, но отдельные ее образцы продолжают свою службу и сегодня. К сожалению, после распада Союза развитие отечественной беспилотной техники замедлилось.
-- Начальник Главного управления боевой подготовки генерал Владимир Шаманов прилюдно заявил, что отечественная промышленность пока не готова поставить российской армии беспилотные летательные аппараты. В то же время Минобороны России в рамках программы вооружения до 2015 года заказало несколько десятков БЛА нового поколения типа "Типчак" у вашей «Веги». Нет ли тут противоречия?
-- Неплохо бы уточнить, о каких беспилотных летательных аппаратах идет речь. Если это комплексы с БЛА, предусмотренные государственной программой вооружения, то они создаются и закупаются, в том числе и продукция нашего концерна. И не только комплексы «Типчак». Кроме того, дополнительно идет незапланированная поставка беспилотной техники вне рамок программы вооружения. Так что с задачами промышленность справляется, иногда привлекая собственные средства. Мы готовы удовлетворять и новые потребности военных. Так что противоречий нет.
-- Первая серия БЛА "Типчак" выполнена в варианте разведчика. Следующий этап, видимо, создание ударного беспилотника. Какое вооружение планируете на нем поставить?
-- Первая серия «Типчака» не разведчик, а специализированный комплекс для ракетных войск и артиллерии. Другими словами, корректировщик артиллерийского огня. Ударная же нагрузка на «Типчак» вряд ли будет поставлена, его перспектива — повышенная эффективность за счет модернизации, оснащения другой полезной нагрузкой, превращение в полноценного многофункционального разведчика в своем классе. Концерном предусмотрено создание других перспективных беспилотных комплексов, в том числе в разведывательно-ударном варианте.
-- Командование сухопутных войск ожидает, что «Типчак» позволит обеспечить разведданными ударные комплексы высокоточного оружия, в частности "Искандер".
-- Вместе с другими средствами разведки беспилотные комплексы могут обеспечить применение отдельных видов высокоточного оружия. По дальности применения «Типчак» для «Искандера» неэффективен. «Типчак» может определять координаты целей для других средств поражения, а при наличии лазерной подсветки наводить корректируемые снаряды типа «Краснополь». Для обеспечения «Искандера», вообще для решения широкого круга задач предназначен следующий перспективный комплекс с БЛА, который находится на завершающей стадии создания и в ближайшее время выйдет на государственные испытания.
-- Когда появится «в железе» мобильный вариант «Типчака» на автомобилях типа "Тигр"?
-- Есть несколько вариантов комплекса «Типчак», в том числе и на «Тигре». Вариант на четырех автомобилях существует реально, «в железе», и серийно поставляется Министерству обороны, другие — в различной степени готовности. Комплектация любого беспилотного комплекса зависит от задач, которые он должен решать. Если ставится задача обеспечения длительного, до 30 суток, ведения автономных боевых действий, то беспилотный комплекс должен перевозить не только самого себя, но и боевой расчет, средства технического обеспечения, ремонтный комплект, топливо для летательных аппаратов и многое другое. На одной же машине можно перевезти один-два БЛА. Тем не менее при наличии заказа на облегченный вариант «Типчака» он может быть создан в кратчайшие сроки.
-- В России высказываются предложения нейтрализовать системы ПРО США с помощью станций помех на беспилотных летательных аппаратах. Как вы относитесь к такой перспективе?
-- Теоретически это возможно и технически реализуемо. Но от замысла до развертывания подобных систем пройдет длительное время и потребуются большие затраты. Только целесообразно ли это и кто даст деньги? И кто оценил критерий «эффективность — стоимость»? Да и задачи надо решать последовательно — сначала оснастить войска существующими беспилотными комплексами, затем двигаться дальше. Американцы, кстати, действуют так же — к 2010 году намерены закупить более 10 тыс. беспилотных летательных аппаратов типа «Райвен» для оснащения тактического звена (взвод--рота--батальон). Так что давайте решим земные вопросы, а потом займемся экзотикой.
-- И еще о ПРО. В Европе в качестве одного из вариантов системы перехвата баллистических ракет на активном участке траектории рассматривается оснащение беспилотников гиперзвуковыми управляемыми ракетами класса "воздух--воздух". Насколько реалистичен такой вариант для России?
-- Таких гиперзвуковых ракет пока не существует.
-- По словам главкома ВВС генерала Александра Зелина, Военно-воздушные силы к 2011 году ожидают поступления на вооружение беспилотных летательных аппаратов, созданных на цифровых технологиях. Что это означает?
-- «Типчак», «Строй-ПД» и другие современные малогабаритные комплексы созданы как раз на базе цифровых технологий.
-- Не так давно США организовали трансатлантический перелет беспилотного летательного аппарата "Глобал Хок" с авиабазы в штате Мэриленд в Юго-Западную Азию за 19 часов. Способна ли на такое Россия?
-- Аппарат этот действительно уникальный, его вес более 12 т, на его создание затрачены десятки миллиардов долларов. Но применение подобной техники требует в том числе обеспечения безопасности воздушного пространства. Американцам, чтобы организовать перелет, пришлось несколько месяцев его готовить. Известен случай, когда в аэропорту Кабула беспилотник едва не столкнулся с «Боингом». Обеспечение безопасности полетов БЛА в гражданском воздушном пространстве — большая проблема, в том числе для России. У нас в стране были попытки создать аппарат, подобный "Глобал Хоку", был создан научно-технический задел, но по разным, в том числе финансовым, причинам работа приостановлена. Тем не менее БЛА этого класса нам очень нужен. И мы надеемся, что это будет отражено в новой программе вооружения.
-- При производстве российских беспилотников, как я слышал, приходится частично закупать элементную базу аппаратуры. Однако есть опасность ее загрубления или вовсе отключения в период боевых действий. Как тут быть?
-- Комплексов с БЛА полностью из отечественных комплектующих мы в ближайшее время не создадим. Это результат развала СССР, безвозвратной утраты многих технологий, для восстановления которых требуются колоссальные затраты. По большому счету сегодня ни одно государство не создает современные вооружения, опираясь только на собственные силы. Многие страны широко используют чьи-то достижения науки и техники — это признанная мировая практика. В нашем случае возможна кооперация с зарубежными фирмами под нашим контролем, тогда «жучки» в аппаратуре станут невозможными. Использование зарубежных комплектующих в настоящее время разрешено, но на определенных условиях. Это, безусловно, способствует дальнейшему развитию отечественных комплексов с БЛА.
-- Среди части серьезных ученых из Академии военных наук существует парадоксальное, на мой взгляд, предположение о том, что рассуждения о 5-м и 6-м поколениях военной авиации — всего лишь отвлекающий путь, а реальный путь развития — беспилотные летательные аппараты. Хотелось бы услышать ваше мнение на этот счет.
-- Не думаю, что возможна полная замена пилотируемой авиации. Использование беспилотной техники не альтернатива, а скорее дополнение. Беспилотные системы позволяют решать задачи, когда использование пилотируемой авиации ограничено или невозможно — в условиях противодействия противника, в зоне заражения и так далее. Например, США ставят задачу иметь к 2015 году 30% беспилотных аппаратов, остальное — пилотируемая авиация.
-- В каком состоянии сегодня нормативно-правовая база по вопросам сертификации БЛА, их летной годности, соблюдения норм безопасности, лицензирования? Как интегрировать беспилотные авиационные комплексы в Единую систему управления воздушным движением?
-- Состояние отечественной нормативной правовой базы создания и применения беспилотных комплексов, увы, не способствует их развитию. Существующие документы устарели и стали серьезным тормозом. Длительная разработка беспилотных комплексов ведет к их моральному устареванию еще на этапе создания. Работа по совершенствованию нормативной правовой базы проводится, но ожидать быстрого ее завершения не приходится. По существующим правилам все беспилотники, включая мини-БЛА, создаются так же, как и пилотируемые самолеты. А по ним что «Типчак», что Ту-160 или Ту-204 равны. То есть для допуска БЛА к полетам необходимо выполнить все требования и процедуры сертификации, присущие пилотируемой авиации. Пока не будет нормальных правил создания и применения беспилотников, наш потребитель не получит современной беспилотной техники.
-- Мы обсуждали в основном вопросы использования беспилотных комплексов в военных целях. А есть ли у беспилотников перспективы в гражданском секторе?
-- Беспилотные комплексы — продукция двойного назначения, имеющая большой потенциал использования в гражданском секторе экономики, прежде всего в топливно-энергетическом комплексе. Концерн "Вега" разработал концепцию инвестиционного проекта «Создание системы оказания специализированных услуг для предприятий ТЭК с использованием комплексов с БЛА». Его реализация позволит решить задачу информационного обеспечения отраслей ТЭК. Концерн имеет необходимую базу для оказания услуг отраслям ТЭК с использованием комплексов с БЛА. Результаты этой работы можно увидеть на третьем московском международном форуме "Беспилотные многоцелевые комплексы".