Vale> Еще раз. Есть простая вещь- для эффективной работы ракеты нужно не иметь атмосферы.
Ты тут путаешь две сильно разные вещи.
Эффективную работу "ракеты вообще" и конкретно оптимальную траекторию выведения для космической РН.
Просто работе ЖРД атмосфера никак так уж особо не мешает - ну, да, атмосферный УИ ниже пустотного... Но так и у двигателя унутреннего изгорания (с бортовым окислителем, ессно) КПД в вакууме был бы выше.
Примеры - куча зенитных и тактических ракет.
В космическом же случае речь об оптимальном выборе траектории выведения для минимизации СОВОКУПНЫХ потерь. На круг получается, что при оптимальной траектории потери составляют порядка 20% ХС, из них аэродинамические примерно раз в пять меньше гравитационных.
Ну, плюс от атмосферы еще некоторые условия накладываются - там, при преодолении звукового барьера, и т.д.
Fakir>> Задача же о том, как доставить вернюю ступень/ступени на 15-20 км со скоростью 1-2 Маха - она еще более отдельная.
Vale> И более решаемая, судя по всему.
Она просто отдельная.
Не надо мешать в кучу.
Vale> Насколько я помню, от способа старта сильно зависит конструкция ракеты. Распределение нагрузок. Конструкция ракеты будет дороже.
Это опять-таки не решающие величины. Тем более для многоразовой конструкции.
Плюс в данном случае речь не идёт о горизонтальном старте собственно ракеты. Её просто тупо поднимают на высоту на самолёте.
Да, жидкостные носители горизонтально возят, но в незаправленном состоянии.
А вот твердотопливные, к примеру - горизонтально возят вполне штатно.
Fakir>> А движков при этом понадобится СУЩЕСТВЕННО МЕНЬШЕ. И следовательно - денег меньше.
Vale> Движки вообще, я думаю - составят мизерную часть расходов. Еще раз - коммерческие, КРУПНОСЕРИЙНЫЕ, ресурс почти не жрется.
Есть разница - купить 6 движков, или 2?
Vale> Плотные слои мы можем проходить настолько медленно, насколько это практично.
На ТРД вертикально проходить медленно непрактично вовсе.
Vale> Наша задача всего лишь - пропихнуть ракету сквозь плотные слои. Не более того. Грубо говоря, поднять пусковой стол до 15-км высоты.
...т.е. получаем банальный воздушный старт, в самом примитивном его варианте.
Закатываем ракету в большой грузовой самолёт, взлетает, набираем высоту, выкидываем за борт, после чего она запускает движок и летит.
Можно, не очень сложно даже, но - не слишком вкусно. По большому счёту, выгода только за счёт высотного сопла.
Потери ХС на аэродинамическое сопротивление - это первые единицы процентов.
Копейки в общем-то. Причём далеко не все они в первых 15 км прячутся. Гравипотери на первых 15 км - тоже копейки.
Еще раз повторю: выгода от подъёма "стартового" стола на 10-15 км - она вовсе даже не в устранении потерь на сопротивление, а в основном за счёт возможности сразу использовать высотное сопло.
Всё.
Vale> Не надо нам 8М на 30 км, и даже 3М на 25 не надо, будем скромнее.
В том и пуэнта, что действительно для значимой выгоды - надо.
Остальное - полумеры.