ОПАСНОСТЬ ЯДЕРНОГО РАЗОРУЖЕНИЯ. ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ НОВЫХ РОССИЙСКИХ ЯДЕРНЫХ СИЛ
России необходимо немедленно приступать к строительству принципиально новых СЯС. Только это обеспечит хотя бы минимальную обороноспособность РФ в обозримом будущем и позволит России вести переговоры по сокращению СЯС (как, впрочем, и иные важные переговоры) с позиции полноценного партнера, а не объекта военно-политического шантажа.
По-видимому, основными особенностями новых СЯС должна быть высокая степень унификации ракет и, самое главное, их максимальная скрытность как основной способ ухода из-под обезоруживающего удара. Нынешние СЯС этим требованиям не отвечают. Как было показано выше, мобильные МБР «Тополь-М» и стратегическая авиация чрезвычайно уязвимы для ударов высокоточного оружия, РПК СН – от действий противолодочных сил (причем прямо у своих баз), а шахтные МБР также уязвимы для перспективных средств поражения (из-за своей неподвижности), а, главное, серьезно устарели и в обозримом будущем заведомо будут сняты с вооружения. В целом, как было показано выше, инерционный сценарий развития СЯС в их нынешнем виде неизбежно ведет к их коллапсу, и, тем самым, к утрате обороноспособности РФ.
По-видимому, России следует отказаться от стратегической авиации как компонента СЯС, бомбардировщики Ту-160 должны оставаться в составе ВВС до выработки ресурса на переходный период до создания новых СЯС. Также следует принципиально пересмотреть концепцию строительства морского компонента СЯС.
Основным оружием СЯС должна стать ракета Р-29РМ в варианте с 10 БЧ, уже успешно освоенная в производстве и показавшая высокую надежность и эффективность. В переходный период она может устанавливаться на РПК СН пр. 667БДРМ. Затем эта ракета должна устанавливаться на двух типах носителей – новых РПК СН и на железнодорожных составах.
Представляется целесообразным строить новые РПК СН меньших размеров и более упрощенной конструкции по сравнению с нынешними, причем районами боевого патрулирования для них должны стать внутренние водоемы РФ (крупные реки, озера, водохранилища), где РПК СН будут полностью неуязвимы для любых средств ПЛО любого потенциального противника. Каждый РПК СН может нести по 8 БРПЛ Р-29РМ. Всего может быть построено 5 РПК СН, на каждый из которых в обязательном порядке должно быть 2 экипажа. Всего, таким образом, они будут нести 40 БРПЛ с 400 БЧ.
Необходимо восстановить ракетные комплексы железнодорожного базирования типа уничтоженных несколько лет назад РТ-23. Каждый из них мог бы нести по 2 аналогичных ракеты Р-29РМ. Всего можно было бы построить 20 подобных железнодорожных комплексов, несущих, таким образом, 40 МБР с 400 БЧ. Для этих комплексов не должно быть никаких ограничений по районам базирования, они должны свободно перемещаться по всей железнодорожной сети страны, в первую очередь – в европейской части России, где эта сеть является более разветвленной.
Наконец, было бы целесообразно создать мобильный ракетный комплекс, замаскированный под автомобильную фуру. Подобный проект под названием "Курьер" (РС-40) разрабатывался в конце 1980-х гг. Возможно, для него следовало бы использовать модифицированный вариант МБР "Тополь-М", хотя не исключена разработка совершенно новой ракеты. МБР для этого комплекса могла бы быть моноблочной. Всего следовало бы построить 200 таких комплексов, которые свободно передвигались бы по автомобильным дорогам России. Для них также не должно быть никаких ограниченных районов базирования.
Что касается нынешних МБР "Тополь-М", то их, по-видимому, следовало бы конвертировать в РСД путем демонтажа первой ступени.
На вооружение РВСН МО РФ в связи с приближением НАТО к границам РФ и ударных систем США необходимо ставить тактические и оперативно-тактические комплексы.
Подобная структура СЯС обеспечила бы им практически полную неуязвимость для обезоруживающего удара, поскольку выявить места расположения носителей (железнодорожных, автомобильных, подводных) в каждый отдельный момент времени очень сложно даже при наличии многоспутниковой системы видовой разведки. По этой причине определение точек старта ракет и траекторий их полета будет связано с большими экономическими затратами и значительными трудностями.
Даже если США не будут ограничены обязательствами по неразмещению ПРО за пределами национальной территории и будут размещать ее на кораблях, при указанной конфигурации группировки СЯС РФ, ПРО морского базирования окажется, в значительной степени, бесполезной. Во-первых, из-за вышеупомянутой непредсказуемости точек пуска и траекторий полета ракет, во-вторых, в район развертывания корабельной группировки из крейсеров и эсминцев с системой "Иджис" может быть выпущено с территории РФ 1-2 РСД с подрывом их ядерных зарядов на большой высоте для "ослепления" корабельных РЛС. Совершенно бесполезной против российских ракет окажется и система ПРО воздушного базирования, поскольку самолету-носителю лазера надо будет патрулировать в воздушном пространстве России до начала боевых действий. Разумеется, это не представляется возможным.
Кроме того, представляется необходимым восстановление системы ПВО страны, обеспечивающей прикрытие основных административных и промышленных центров и объектов Вооруженных сил. Наличие эффективной ПВО еще более повысит устойчивость группировки СЯС и практически снимет возможность нанесения по ней обезоруживающего неядерного удара.
Создав подобную группировку СЯС (или даже только приступив к ее созданию), Россия получит возможность вести ядерный диалог с США на равных, поскольку практически полностью нейтрализует их нынешнее превосходство в стратегических и обычных вооружениях. В этом случае у США появится гораздо больше заинтересованности в сокращении СЯС с принятием российских условий. А одновременное радикальное сокращение обычных вооружений в Европе поможет сторонам снять взаимные озабоченности по поводу возможной агрессии друг против друга, поскольку сил для этого будет просто недостаточно. При этом минимизация сил США в Европе полностью снимет даже гипотетическую возможность агрессии со стороны НАТО против России, т.к. без участия США она невозможна в принципе по соображениям военного, политического и психологического характера.
В целом, такие меры очень существенное повысят обороноспособность РФ и общую стратегическую стабильность в Европе и в мире в целом.
Если России удастся полностью исключить возможность обезоруживающего удара за счет указанных мер, то это, по сути, будет означать, что США и НАТО можно будет не рассматривать в качестве потенциальных военных противников.