Kuznets> да не. меня в силу профессии интересуют только деньги. не более. просто хотел посчитать - сколько топлива в год тратил бы один и сколько другой и является ли разница существенной как например между боинг-737 и ту-154 или нет.
Очень грубая прикидка - 32%
=> Т_Миг-АТ/Т_Як-130 = (2 * 1.7) / (2 * 2.5) = 3.4/5 = 0.68
Более точно было бы считать так: на то, чтобы подготовить летчика 3-го класса ( а выпускник - суррогат ) надо Д = Д(тип1) + Д(тип2) + ... + Д( тип_конечный ) - сумма потраченных денег на тип самолета на одного летчика
плюс потери на списание летного состава Дп т.е. на одного курсанта потратили денег больше, чем надо из-за уменьшения количества курсантов, причем если курсант прошел тип1 и был списан на тип2 то значит за него полностью оплатили тип1 - потеря не более поздних этапах проходит дороже.
В свою очередь Д(типN) = Ч_N * Чр_N = кол-во_часов_на_тип_N * часовой_расход_типа_N.
В современной системе два составляющих - Л-39 и Конечный_Тип = Миг-29/Су-27/Су-25/итд.
Даже если брать скажем Миг-21 то получаем что у него где-то Чр = 3*Чр ( из-за тяг двигателей 1.7т и 4т + плюс кусок форсажных ( 5.7т ) + бОльший удельный расход у одноконтурного Р-11 по сравнению с двухконтурным АИ-25ТЛ ), про Миг-29 я уже молчу ( тяги сурово различаются )
А в реале - еще расходы на эксплуатацию мат. части надо считать. Як-130 - сложнее.
И вот тут можно играться - сократить часы на спарке в пользу более экономичного Як-130, который поддерживает те же самые режимы ( хотя о 100% перевода речь не идет, например - сверхзвуковые режимы или то же влетывание в конечный тип )
ИМХО вот отсюда цимес Як-130 и идет. И также отсюда идет цимес на Як-152 - более ранний отсев для непригодных капитально ( т.е даже не сумевших первый самостоятельный сделать ) + меньше часов на те же самые общие самолетные задачи только не на Як-130, а на Як-152 ( та же практическая отработка в воздухе полетов под шторкой/перелетов/отработка визуальной ориентировки и т.п., т.е. а-ля адаптация к летной работе )
Т.е. это банальная задача на оптимизацию с учетом разных факторов.
Поэтому то, что спорится здесь - щупание вслепую слона за разные места
КБП в открытую в инете я не видел, чтобы хотя бы приблизительно цифры оценить, а тем более статистики отчислений.