Я считаю, что причина в оценке на стенде! Набирут теоретиков в судьи, они и начинают, тут не так было, здесь не так... Почитайте правила, там оценивается не то насколько правильно это было на самом деле, а на сколько модель соответствует предьявленным чертежам! Мне в этом отношении нравятся авиамодельщики копиисты, когда все это начиналось у нас во Владимире в 90-е проводить ЧР. Кто то привез копию малоизвестного шведского бипланчика, все почокали языком, красиво сделано... А Володя Смирнов привез копию По-2, тут уж все знатоки и критика полилась как из рога изобилия. Один старый пень с пеной у рта стал доказывать, что он неправильно расчалки сделал, он мол в юности на нем летал, расчалки были из плоской стальной ленты! Смирнов ему: Иди сюда, вот чертеж, вод позиция расчалки №5, что написано? Тросик 3мм! Свободен! Судья тогда еще лояльны были к зрителям, упросили детишек пустить посмотреть как стенд проводится... 3 компетентных судьи, 3 независимых мнения, таблица на каждую модель. Пункт первый вид сбоку. Автор ставит модель боком к судьям в 3-4 метрах от них, они берут боковую проекцию чертежа и сравнивают. Пункт второй вид сверху... Пункт третий вид спереди... Далее реалистичность отделки поверхности обшивки, подошли, поглядели оценили. Далее реалистичность окраски, сравнивают с представленным рисунком или фотками... Далее пошли коэффициенты в зависимости от 1 или несколько моторов, есть ли механизация крыла или нет, убираются или нет шасси, профиль крыла выпуклый снизу или вогнутый... А как у нас стенд? Вот та модель была на России, ее там заценили в 80 очков. Вот эта самая плохая, вот эта самая хорошая, все остальные раскидали в этом диапазоне опираясь на ту которая была на россиии... Наблюдая со стороны, хоть никогда психологию не изучал, стал замечать кто из судей на что делает приоритеты. Один постоянно заглядывает под корму, т.е. как сделаны винты! Если просто из жестянки, то сразу срезал с модели очков 10... Стали ставить на модели нормальные винты покрашенные под бронзу. Другой смотрел есть ли флаг на модели и спасательные круги... Кровь из носа, пусть на модели отсуствует куча мелочевки, но спас.круги и флаги стали обязательными атрибутами наших моделей и уровень на глазах вырос!
Далее, опрос еще не показатель сам пацан делал модель или нет, да и идет он только в командный зачет! Я обычно перед соревнованиями пытался проводить меж пацанов типа соревнования, кто больше знает названий частей коробля и они сами друг дружку опрашивали, сами поправляли... Наиболее приемлемой для первой модели считаю полукопию торпедного катера пр. Большевик, его чертежи упрощенной модели 3 раза печатали в МК, вот тут выкладывал:
sam-sebe-sudomodel Если ученик не пропадал на пол/года, то почти все с ней справлялись в течении учебного года (рекорд один построил за 2 месяца) и к очередным областным соревнованиям был выбор из нескольких... Ну а на второй год уже занитмались по интересам и более сурьезными вещами... Еще как правило, пацан только записавшийся в кружок задает вопрос, а модель можно забрать потом домой? Сразу договаривались так, если он делает ее всю сам, я помогаю не более половины, она его и он делает с ней что хочет! Если ее делало несколько человек, то она остается в кружке... Не редко бывало начнут делать 2-3 однотипных модели и они все замрут на разных стадиях, а перед соревнованиями все лучшие детали со всех однотипных моделей ставились на одну которую и везли на соревнования... Очень интересен класс Ф4, т.к. сейчас в продаже можно найти неплохие пластиковые модели и переделать их в РУ с минимальными физическими затратами. Да и пластиковые модели аккуратно собранные выглядят намного реалистичнее детских поделок, но сдесь опять сталкиваешся с упертостью судей старой закваски которые до сих пор считают, что все детали надо делать своими руками... У меня нет информации, но в Московской обл. хотели вводить даже специальный класс для школьников прямоходов из пластиковых наборов, что бы побольше завлеч народу...