22.04.2009
Балтийский завод остается на месте
Переезд Балтийского завода с Васильевского острова в ближайшее время не планируется. Предприятие, входящее в Объединенную промышленную корпорацию (ОПК), займется строительством ледоколов для нужд «Росатома». Сергей Кириенко, возглавляющий госкорпорацию, пообещал Балтийскому заводу заказ на строительство головного атомохода стоимостью 17 млрд руб. Одно из условий предоставления данного заказа — сохранение предприятия на нынешнем месте. Правда, Балтийский завод не единственный претендент на строительство атомоходов. За заказ госкорпорации может побороться и входящее в Объединенную судостроительную корпорацию «Севмашпредприятие».
Проект нового атомного ледокола, который сможет ходить и по Северному Ледовитому океану, и спускаться в устья сибирских рек, должен быть готов в третьем квартале текущего года. По словам г-на Кириенко, после проектирования состоится конкурс на строительство судна. «Балтийский завод сможет сделать хорошее предложение и победить в конкурсе», — считает глава «Росатома». По его словам, закладка ледокола, строительство которого оценивается в 17 млрд руб., должна состояться в 2010 году. В перспективе планируется строительство пяти таких судов. Новые атомоходы заменят устаревающий парк действующих ледоколов. Например, срок эксплуатации атомоходов «Таймыр» и «Вайгач» заканчивается в 2013 году. В итоге к 2018 году у России останется два атомных ледокола — «Ямал» и построенный в 2007 году на Балтийском заводе «50 лет Победы».
По словам Сергея Кириенко, при размещении на Балтийском заводе заказов, финансируемых из федерального бюджета, было выдвинуто условие, что предприятие в ближайшее время не будет переезжать. Между тем ранее собственник завода Объединенная промышленная корпорация предполагала вывести мощности предприятия на другой свой судостроительный актив — «Северную верфь». На базе двух предприятий планировалось создать новую суперверфь, которая занялась бы строительством современного флота. На месте же Балтийского завода задумывалось строительство крупного жилого и делового комплекса. Вчера председатель совета директоров ОПК Александр Гнусарев сообщил, что планы по созданию суперверфи по-прежнему актуальны, но выполняться они будут постепенно. Он также добавил, что вывод Балтийского завода с Васильевского острова в ближайшее время не планируется.
Первый заместитель гендиректора ЦНИИ технологии судостроения Валерий Венков (ранее возглавлял «Северную верфь») считает, что заказ на строительство атомного флота может получить и входящее в ОСК «Севмашпредприятие» (СНП). «На СНП сейчас активно развивается гражданское судостроение, — говорит он. — Предприятие готово к строительству атомных объектов, сооружение которых на территории Санкт-Петербурга проблематично».
Между тем у Росатома уже был опыт взаимодействия с северодвинским предприятием, который сложно назвать удачным. Первоначально именно здесь планировалось построить плавучую атомную электростанцию, однако в 2008 году заказ был передан Балтийскому заводу. Официальной причиной расторжения контракта называлась сильная загрузка СНП, неофициальной — срыв сроков строительства. «Возможно, помня эту историю, Сергей Кириенко и назвал основным претендентом на строительство нового ледокода Балтийский завод», — не исключает Валерий Венков.
По словам генерального директора предприятия Андрея Фомичева, портфель заказов Балтийского завода сейчас составляет 14 млрд руб., из которых 12,7 млрд приходятся на заказы «Росатома».