Атомный лихтеровоз «СЕВМОРПУТЬ»
Общие сведения
Назначение
Район плавания
Технические характеристики
Энергетическая установка
Характеристика кранов
Общие сведения
Атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» - единственное в России ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой, было построено на Керченском судостроительном заводе «Залив» им. Б.Е. Бутомы в период с 01.06.82 по 31.12.88. Проект судна разработан на основании совместного решения Минморфлота и Минсудпрома №
С-13/01360 от 30.05.78 в соответствии с техническим заданием на его разработку. Корпус судна спроектирован и построен на категорию ледовых подкреплений «УЛА» в соответствии с требованиями Правил Регистра СССР изд.1981г.
Судно спроектировано, построено и эксплуатируется с учетом выполнения отечественных и международных правил, конвенций и норм, в том числе:
Кодекса ИМО по безопасности ядерных торговых судов;
Международной конвенции о безопасности торговых судов на ядерном топливе;
Норм радиационной безопасности;
Правил ядерной безопасности;
Основных санитарных правил.
Атомоход «Севморпуть» сдан в эксплуатацию 31.12.88г.
С момента подъема флага и начала работ лихтеровоз "Севморпуть" прошел 302000 миль, перевез более 1,5 миллионов тонн грузов, осуществив за это время всего лишь одну перезарядку ядерного реактора.
Для сравнения: судам типа СА-15, работающим на Дудинской линии пришлось бы выполнить почти 100 рейсов, чтобы перевести такое же количество груза, израсходовав при этом почти 100000 тонн топлива
Назначение
Судно предназначено для перевозки:
лихтеров типа ЛЭШ в трюмах, в специально оборудованных ячейках и на верхней палубе с погрузкой и выгрузкой их судовым лихтерным краном;
контейнеров международного стандарта ИСО в трюмах и на верхней палубе без специального переоборудования судна, погрузка-выгрузка контейнеров должна осуществляться береговыми средствами. Ограниченные партии могут быть погружены и выгружены контейнерными приставками лихтерного крана.
Всего судно может взять на борт 74 лихтера грузоподъемностью по 300 т или 1328 двадцатифутовых контейнеров.
Прочность люковых закрытий позволяет перевозку на них загруженных лихтеров массой по 450 тонн каждый, установленных в два яруса по высоте, или 20 и 40 футовых контейнеров международного стандарта в три яруса по высоте с максимально допустимой массой каждого контейнера 20,3 и 30,5 тонн соответственно.
«Севморпуть» способен самостоятельно преодолевать лед толщиной до 1 м.
Район плавания
Ядерная энергетическая установка не ограничивает дальность и продолжительность плавания.
Технические характеристики
Тип судна – одновинтовой, однопалубный атомоход с избыточным надводным бортом, баком, носовым расположением жилой надстройки, промежуточным расположением машинного отделения и реакторного отсека, с наклонным форштевнем ледокольного типа, крейсерской кормой, срезанной в надводной части по форме транца.
Судно способно самостоятельно идти в сплошных ровных ледяных полях толщиной до 1 метра со скоростью около двух узлов. Корпус разделен 11 поперечными водонепроницаемыми переборками на 12 отсеков, в числе которых 6 грузовых трюмов.
Длина наибольшая, м 260,1
Длина между перпендикулярами, м 228,8
Ширина наибольшая, м 32,2
Высота борта у миделя, м 18,3
Осадка по летнюю грузовую марку, м 11,8
Осадка спецификационная (для плавания во льдах), м 10,65
Водоизмещение судна в морской воде плотностью 1.025 т/м3 при осадке по летнюю грузовую марку 11,8 м, т 61880
Дедвейт судна при осадке по летнюю грузовую марку, т 33980
Размер грузовых люков в свету:
длина, м
ширина, м
20,6
19,05
Скорость хода судна при средней осадке 10 м и мощности ГТЗА 29420 кВт, узел 20,8
Энергетическая установка
Энергетическая установка состоит из:
Главного турбозубчатого агрегата мощностью 29420 кВт и при частоте вращения гребного вала 115 об/мин, работающего на гребной винт регулируемого шага.
Атомной паропроизводящей установки производительностью 215 тонн пара в час, при давлении 40 ата и температуре 290оС.
Вспомогательной установки:
3 турбогенераторов по 1700 кВт
2 резервных дизель-генераторов по 600 кВт
2 аварийных дизель-генераторов по 200 кВт.
Котел аварийного хода паропроизводительностью 50 т в час при давлении 25 кг/см2 и температуре пара 360оС, работающий на дизельном топливе.
Характеристика кранов
На лихтеровозе установлены подъемные краны:
Кран «КОНЕ»:
Грузоподъемность, т 500
Скорость подъема, опускания, м/мин 0.5
Скорость передвижения крана, м/мин 0.3
Высота подъема:
полная, м
от головки рельса, м
27
12
Колея подкранового пути, мм 21336
На лихтерном кране установлены две контейнерные приставки грузоподъемностью по 38,0 т и два вспомогательных крана по 3,0 т. Приставки предназначены для погрузки и разгрузки ограниченных партий 20 и 40 футовых контейнеров в портах, не оборудованных береговыми контейнерными кранами.
Два крана грузоподъемностью 16 тонн;
Два крана грузоподъемностью 3,2 тонны.