Росатом" взялся за реанимацию атомного лихтеровоза "Севморпуть". Планируется, что выведенный было из эксплуатации лихтеровоз вернется в строй в феврале 2016 года. Первичный доковый осмотр и работы по подготовке судна к восстановлению были произведены в январе на ОАО "СРЗ 82" в поселке Росляково, а сейчас атомоход уже вернулся на базу "Атомфлота", где ждет погрузки ядерного топлива.
В конце декабря прошлого года гендиректор госкорпорации «Росатом» С. Кириенко подписал приказ о восстановление атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть». Таким образом, судно, которое уже было вычеркнуто из регистровой книги судов и ожидало участи быть порезанным на гвозди, снова начнет работать. Как говорят в "Росатоме": "Задачи перед атомным контейнеровозом-лихтеровозом будут стоять в том числе и коммерческие. Это традиционное обеспечение Северного завоза и новые проекты, такие как участие в освоение шельфа и разработке Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле, а также задачи по линии минобороны – обеспечение развертывания присутствия военных группировок в Арктике, восстановление инфраструктуры аэродромов на архипелагах Новосибирских островов, Земли Франца Иосифа и других районов крайнего Севера". По оценке специалистов, срок выполнения восстановительных работ – полтора года, а стоимость - полтора миллиарда рублей.
Вообще, судьба лихтеровоза заслуживает отдельного описания. Ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой было построено на Керченском судостроительном заводе «Залив» им. Б.Е. Бутомы. На постройку потребовалось шесть лет, и в эксплуатацию «Севморпуть» был принят 31 декабря 1988 года. В первое время эксплуатации судно работало на международных линиях Одесса — Вьетнам — Владивосток и Владивосток — КНДР. Впоследствии несколько лет обеспечивало грузоперевозки на линии Мурманск — Дудинка — Мурманск. "Пробег" лихтеровоза с момента подъема флага составляет 302 000 миль.
"Неприятности" у судна начались, как и у всех в нашей стране, с переходом на рыночную экономику. Окончательно и бесповоротно судно стало к причальной стенке в 2007 году. С тех пор чего только с ним не собирались сделать. Например, Мурманское морское пароходство заявляло о намерении переоборудовать лихтеровоз в плавучее буровое судно. План переоборудования объяснялся тогдашним оператором отсутствием высокотарифных грузов для лихтеровоза. Однако в феврале 2008 года последовало заявление об отмене проекта, а все суда ММП с атомной силовой установкой были переданы другому оператору - в ФГУП "Атомфлот". Но на тот момент и это не помогло. В октябре 2009 года генеральный директор «Атомфлота» Вячеслав Рукша заявил, что «лихтеровоз Атомфлота „Севморпуть“ стоит без работы, и если такая ситуация сохранится и в 2010 году, то придется сдать его „на иголки“. Руководство Росатомфлота рассматривало все возможные варианты его дальнейшего использования - и как буровое судно, и как плавучую фабрику для рыбаков, и как мощное снабженческое судно для военно-морского флота, и как судно для арктических исследований. Существовали даже договоренности об использовании "Севморпути" в качестве балкера для перевозок железорудного концентрата из Мурманска в порты Китая. Но в силу специфики ядерного судна и аварии на АЭС Фукусима, разрешения на заходы в порты Китая, Южной Кореи и Японии так и не были получены.
В общем, в 2010 году В. Рукша заявил о том, что эффективной транспортной задачи для "Севморпути" пока нет, и что нецелесообразно дальше содержать судно в эксплуатационном резерве с расходами более 60-65 миллионов рублей в год. "Судно должно быть выведено в холодный отстой с сокращением экипажа, который содержит его в эксплуатационном резерве, и с перспективами будущей утилизации. Сегодня мы не имеем возможности эксплуатировать судно с заведомыми убытками, чтобы что-то кому-то доказать. Мы должны понимать, что если судно неэффективно, то оно должно быть остановлено, чтобы дать дорогу новым задачам и проектам", - сказал чиновник. Официальная страница регистровой книги РМРС с данными по атомному лихтеровозу "Севморпуть", ИМО № 8729810, содержит запись «Исключено из регистровой книги судов с 02.08.2012».
Но сегодня ситуация изменилась, и, образно выражаясь, заглушенный реактор запустили заново. Во всяком случае, "Росатом" официально заявляет о том, что полномасштабные ремонтные работы по восстановлению судна планируется начать в марте этого года, и что "продолжается формирование экипажа атомного лихтеровоза". А вот здесь интересно. Специалистов для гражданского атомного флота традиционно готовила "Макаровка", однако, насколько известно, так называемого свободного набора курсантов на кафедру судовых ядерных энергетических установок нет уже три года - кафедра доучивает старшекурсников. "Атомфлот" больше не подписывает с "Макаровкой" соглашений на целевую подготовку специалистов. Официальной версии отказа сотрудничать с единственным в стране ВУЗом, где учат работать именно на атомоходах, нет, а по неофициальной - "макаровские" выпускники-атомщики обходятся слишком дорого: и содержать их весь срок обучения накладно, и зарплату они потом высокую просят. Так что с уникальной специализацией может получиться, как и с лихтеровозом: сначала загубят, потом будут реанимировать. Но это уже совсем другая история.
СПРАВКА:
Атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть».
Тип судна - одновинтовой, однопалубный атомоход с избыточным надводным бортом, баком, носовым расположением жилой надстройки, промежуточным расположением машинного отделения и реакторного отсека, с наклонным форштевнем ледокольного типа, крейсерской кормой, срезанной в надводной части по форме транца.
Судно способно самостоятельно идти в сплошных ровных ледяных полях толщиной до 1 метра со скоростью около двух узлов. Корпус разделен 11 поперечными водонепроницаемыми переборками на 12 отсеков, в числе которых 6 грузовых трюмов.
Всего судно может взять на борт 74 лихтера грузоподъемностью по 300 т или 1328 двадцатифутовых контейнеров. Прочность люковых закрытий позволяет перевозку на них загруженных лихтеров массой по 450 тонн каждый, установленных в два яруса по высоте, или 20 и 40 футовых контейнеров международного стандарта в три яруса по высоте с максимально допустимой массой каждого контейнера 20,3 и 30,5 тонн соответственно.