Slavutich> Ну, если Запорожские козаки Дмитра Вишневецкого и Петра Сагайдачного недостаточно украинские, тогда конечно, будьте снисходительны, я всего лишь жертва самостийной пропаганды.
Кем были казаки поляков Вишневецкого и Сагайдачного вопрос вопрос, конечно, спорный.
Что касается самих этих лидеров то взяв власть в Сечи, они поднимали над ней разные знамена, согласуясь с тем что происходит на Диком Поле.
Например, Вишневецкий - взяв лидерство над Сечью как над независимым образованием, в 1558г. он привел ее под московское знамя и был жалован Иваном Грозным городом Белевом и землями под Москвой.В этом же 58-ом он ведет своих казаков вместе с армией Грозного на Крым, и после этого похода несет воинские обязанности на южной границе. В конце-концов вмешивается в какую-то разборку в Молдавии которая обернулась конфликтом с Турцией, взят турками в плен, казнен.
У Сагайдачного все гораздо, гораздо занятнее.
1600-ые, Смута. Польша хочет посадить на русский престол королевича Владислава, а тут интересное - в 1606 Сагайдчный, пробывший кошевым атаманом, меньше года, уже объявляет себя гетманом не только Запорожского войска но и "обеих сторон Днепра". При это ладно что кошевой избирается сроком всего на пол-года, но решение подобного уровня просто не может пройти мимо Запорожской Рады. И тем не менее. Что то очень сильно не договаривается в этом взлете выдающегося авантюриста. А , самое главное, Польша признает новое положение вещей безоговорочно. Просто так или в обен на что -то, например на протекторат? Сейчас прямо об этом конечно же не говорится но по фразам типа: " Поляки начали создавать казачье войско, не делая разницы между реестровыми и нереестровыми казаками, для похода на Москву" или "Польское правительство опять пообещало увеличить реестр, хотя договор так и остался на бумаге" картинка то складывается однозначная. Плюс в 1618 -ом как нарочно подсуетился Сейм приняв закон о запрещении преследования православных по религиозному признаку. Так что став, помогали ему в этом заинтересованные стороны или нет, лидером Сечи в Смутное время Сагайдачный сделал вообще-то крайне прогнозируемый и читавшийся шаг, де -факто подняв над ней польское знамя.
Ну и началась война. Интересно, для нас, пишет Бельская летопись: «А пришол он, пан Саадачной, с черкасы под УКРАИННОЙ ГОРОД под Ливны, и Ливны приступом взял, и многую кровь християнскую пролил, много православных крестьян и з жёнами и з детьми посёк неповинно, и много православных християн поруганья учинил и храмы Божия осквернил и разорил и домы все християнские пограбил и многих жён и детей в плен поимал». Обращайте внимания, да?
А потом у Польши кончаются деньги, и она замирившись с Россией, хочет, как обтекаемо сейчас говорят "навести порядок на Украине". То есть, скорее всего загнать гетманскую власть в отведенные ей поляками рамки. Сагайдачному с бывшими хозя..., простите, союзниками воевать не с руки, поэтому в 1619-ом в селе Роставица заключено роставицкое соглашение, по которому:из реестров должны были быть удалены все казаки, записанные в них за последние пять лет, число реестровых казаков предоставлялось определять КОРОЛЮ, а все остальные казаки должны были вернуться под власть польских помещиков
Еще никто не забыл что мы о говори о, типа, "национальном лидере национального украинского государства" а не о коллеге джентельменов из бассейна Карибского моря?
Продолжим.
Ситуация Сагайдачного не устраивает и в 1620-ом в Москву едет посольство Петра Одинца. Гетман пробивает вариант поступления на русскую службу по примеру предшественника Вишневецкого. Начинаются переговоры, но тут уже суетятся поляки считающие не только Киев но и Дикое Поле законной частью и сферой влияния Речи Посполитой. Неизвестно чем бы все закончилось но Речь начинает новую и неудачную войну с Турцией, и гетман опять нужен короне. Его приглашают на совет в Варшаву и он едет беря уже конкретную осязаемую и очень знакомую синицу в руки. А позже получает в руки и наградной меч с золотом, бриллиантами и надписью " Владислав (в дар) Конашевичу кошевому под Хотином против Османа».
Правда, по Хотинскому соглашению Польша казаков опять прокидывает. Но история великого авантюриста уже подходит к концу, он умирает от ран полученных под Хотином.
А ведь интересное время было, очень интересное. И, тут совсем под боком, а не в джунглях Тортуги. Аналог правда всегда найдется, Дикое поле 17-века было своеобразной польской Чечней, можно наверное сравнить и так.
Но за историческими экскурсами мы отвлеклись от наших баранов. А именно, были ли казаки Вишневецкого и Сагайдачного "в достаточной мере украинскими"? У них мы уже не спросим, но скорее всего ровно в той же мере что ребята Моргана или Тича в достаточной мере французскими, английскими, голландскими, испанскими, ext. В вольнице "несть Эллина и Иудея", там другие законы.