Про разновидности части военных игр в Израиле и США тут пишет gilad - судья игры с Waronline (извиняюсь за простыню но думаю будет интересно):
http://www.waronline.org/forum/...
"ТАТЛАГ это по английски Tactical Exercise Without Troops (TEWT). Это упражнение проходит на местности а на не карте. Это довольно массовое упражнение - например в бригадном ТАТЛАГе участвую как минимум несколько десятков офицеров а также большое количество вспомогательного персонала использовая большое количество транспортных средств.
Как правило и низшая сторона представлена не обучающим уровнем а представителями настоящих подразделений – например в бригадном ТАТЛАГе. Это будут настоящие комбаты и командиры рот бригадного подчинения.
То что Вы описали (sxam - пост Meshuhrar-а Mon Mar 14, 2005 на той же странице) называется "Мисхак Милхама" – по английски Tactical Decision Game (TGM). Эти упражнения бывают разных видов от упражнения на картах – по английски MAPEX, штабного упражнения – по английски Сommand Post Exercise (CPX) и до самого сложное называемое по английски Situation Training Exercise (STX) а на иврите "Таргиль Хазрамот".
ИМХО наша игра учитывая ограничения формата была ближе всего к STX.
Есть два основных видов заданий в TGM:
1.
Задания на проведение стандартного маневра
(На иврите "Тирголет"). Например: "Бригада проведет операцию по преодолению полосы противотанковых препятствий и ...". Такие игры любят наши американские друзья, но не любят у нас.
2.
Задания на достижение цели. Это любят у нас (по крайней мере в прошлом). Я имел ввиду такую игру.
"
sxam - и дальше про принципы судейства:
"
1.Разведка. В этой игре разведанные надо было добывать а не запрашивать.
Игорь часть запрашивал у начразведки (а значит у меня) данные о противнике. Я же мог ему сообщить только то ИМХО могли видеть
его наблюдатели и БПЛА. Игорь не раз выражал протест по этому поводу но я ничем не мог ему помочь (кроме как передавать приказы
М-Д которые попали ко мне как судье Wink ). Для того чтоб получить данные Игорь должен был выставлять дозоры и разведгрупы в районы которые его интересовали в данный момент или могли интересовать в будующем.
Из того что бы его дозоры видели или не видели (что само по себе тоже является разведанными) Игорь должен был получать свои выводы.
Из просмотра переговоров видно что я дал Игорю через его наблюдателей и БПЛА много информации. Здесь я поступил немного несправедливо по отношению к М-Д – на настоящей войне в ночных условиях Игорь бы ИМХО не имел столько информации пользуясь только техникой.
М-Д лучше влился в формат игры и сам играл за начразведки выставляя дозоры. М-Д требовал от дозоров (то есть от меня) сообщить ему то что они видят – у него было много дозоров и поэтому он имел много информации. К началу наступления Игоря М-Д уже внедрил как минимум 5 дозоров в "нечейные" вертикальные полосы 71-72-73. Сначала на высоты на высоты в полосе 72, а потом поняв что Игоря там нет уже к самой С1 (Это уже не говоря о Лехавим).
Позже поняв что Игорь оставил горизонтальные полосы 74-75 западнее С1 без присмотра М-Д провел через открывшуюся брешь свои РГ и РДГ западнее С1, а потом на юго-запад. Когда Игорь начал наступления все его действия в этом районе были на глазах у разведчиков М-Д.
А Вы Мешухрар говорите о каком то грузовике! Shocked
2. В решениях по какому сценарию повернуть ту или иную ситуацию, я
в первую очередь довал предпочтение тому чей план и исполнение в даном случае лучше. В жизни часто случается что дуракам везет (См. С-Якуб) а хорошим военным нет. В этой игре я старался чтоб было наоборот и поощрял в своих решениях того кто в данном эпизоде был ИМХО лучше
3. Игорь много стрелял из артиллерии. Но кроме единичных случаев это была не точечная стрельба основываясь на сообщениях наблюдателей а стрельба по квадратам – а это 1 кв км (100 га!) Игорь применял ИМХО слишком мало снарядов (обычно не более 4) для того чтоб я признал ему попадания – тем более что в большинстве случаев в этих квадратах было не больше 1-3 человека (а иногда и совсем нет). Я признавал попадания только при точном определении цели или при достаточно большем залпе. Признаю что в этом аспекте я может быть был слишком строг с Игорем. "