Реклама Google — средство выживания форумов :)
В 30-х гг. коллективом А.Д. Чаромского было разработано и построено несколько опытных авиационных дизелей. На их базе в 1942 г. создается авиационный дизель АЧ-30Б. Основные эксплуатационные отличия авиадизеля от обычного авиадвигателя состоят в следующем:
авиационный дизель работает на тяжелых сортах жидкого топлива (керосин, газойль, дизельное топливо), тогда как авиадвигатели работают на высокосортных, высокооктановых бензинах;
авиадизель обладает высокой экономичностью, так как его удельный расход топлива составляет 150-170 г/л.с.ч., а у бензиновых двигателей 250-320 г/л.с.ч.;
благодаря применению тяжелых, трудно испаряемых сортов топлива при полете с авиационным дизелем пожарная опасность меньше;
Авиационный дизель АЧ-30Б представляет собой высотный двенадцатицилиндровый, V-образный, четырехтактный двигатель жидкостного охлаждения, работающий на тяжелом топливе. Цилиндры двигателя имеют большие размеры (диаметр 180 мм, ход поршня 200 мм), степень сжатия 18. При такой высокой степени сжатия воспламенение впрыскиваемого топлива в цилиндры происходит благодаря тому, что воздух, поступающий в цилиндры при всасывании, в конце такта сжатия нагревается до температуры много выше температуры самовоспламенения топлива. Это является принципиальной особенностью рабочего процесса авиационного дизеля.
Дизель не боится низких температур, чреватых обледенением карбюратора (в том числе и за отсутствием карбюратора как такового) — наоборот, ему холодный воздух даже идёт на пользу. Топливо для дизеля дешевле и доступнее.
Правда, при эксплуатации на авиакеросине есть свои сложности. Дело в том, что самый сложный и точный агрегат дизеля — топливный насос высокого давления — смазывается маслянистыми фракциями дизельного топлива. А керосин от этих фракций очищен. Поэтому в реактивное топливо необходимо добавлять специальную смазывающую присадку.
У дизелей в лёгкой авиации неплохие перспективы. Если кто-либо из крупных мировых моторостроителей проявит к ним интерес, и сможет предложить массовый недорогой сертифицированный дизель, то ситуация несомненно изменится в их пользу. До тех пор, пока не появится массовый недорогой сертифицированный ГТД.
Я почти убеждён, что лёгкую авиацию губит безумная гонка за скоростью и супер-технологиями. Можно сколько угодно хвалиться композитами, турбопропами, GPS-ами и т.д., а летать по северным рекам и болотам, как это делала фанерная Ш-2 с М-11, некому. Был на юго-западной стороне Валдая (середина России), так там люди мрут от элементарного аппендицита. Нечем вывезти; дороги нет, катер до Осташкова шлёпает пол-суток. И такова почти вся Россия. Так что надо делать нормальный поршневой двигатель под автомобильный бензин и строить рабочие, а не рекордные самолёты и вертолёты