Тарасенко продолжает воевать с ветряными мельницами.
Ходовая часть танка Т-64 и Т-72 сравнение Ходовая часть танка Т-64 и Т-72.СРАВНЕНИЕ
Что до сравнения конструкций: теоретически подвеска Т-64 со всех сторон положительна. Малая масса элементов улучшает соотношение не/подрессоренных масс, что уменьшает величину передаваемых на корпус виброускорений. Малая масса – это и меньшие затраты. Качение металлической шины по металлической гусенице уменьшает затраты мощности на привод и повышает максимум удельной нагрузки на каток (возможность увеличения массы без изменения конструкции катка). Внутренняя амортизация катков повышает их долговечность и защищенность. Длинные балансиры, как и мощные гидроамортизаторы, снижают требования к торсионам. Узкие катки повышают приспособляемость гусеницы (проходимость танка). Телескопические амортизаторы более просты по конструкции, соответственно более надежны.
С другой стороны: узкие катки предъявляют повышенные требования к пальцам гусениц, их материалам и качеству изготовления. Узкие катки также явл принципиальным недостатком, затрудняющим эвакуацию разутой машины – элементарно застрянет. Наружное расположение амортизаторов непригодно для боевых машин из-за большой вероятности повреждения.
Крепление торсионов на середине днища корпуса явл «неуважением» к логике и оправдывается только стремлением максимально облегчить подвеску, даже в ущерб надежности. Если торсион сломается, его можно вытащить только с полной разборкой внутренностей танка, в отличии от конструкций с длинным торсионом. Несостоятельна и ссылка, что параллельные торсионы улучшают плавность хода – препятствия на пути танка появляются бессистемно, поэтому что параллельно, что нет – одинаково катки с торсионами будут срабатывать индивидуально.
Также конструкция деталей подвески Т-64 предполагает большую трудоемкость деталей – каток сложной конструкции с многими технологическими переходами, торсион сложной конфигурации, ранее упомянутый палец. Приводимые Тарасенко цифры стоимости деталей подвески танков не отражают истиной картины, т к одни и те же детали на разных заводах имели разную стоимость, обусловленную техническим уровнем предприятия. Свое значение на цены оказывала и политика государства по формированию их – на детали для «якобы» нового Т-72Б устанавливалась цена выше, чем на конструктивно аналогичные детали для отмирающего Т-64Б. Итого, ИМХО подвеска и ходовая Т-64 всем хороши, кроме коротких торсионов, наружного размещения амортизаторов и узких катков.
Также о некоторых искажениях в статье:
отказы х.ч. Т-64 не носят системный характер и в основном относятся к производственно-технологическим дефектам, а у Т-72 наибольшее количество отказов приходится на разрушение резиновых шин опорных катков и сбросы гусениц, что свидетельствует об их конструктивных недоработках
отказы хч Т-64 «по вине автора» обезличены, поэтому невозможно определить их системность. Разрушение шин катков Т-72 свойственно всем танкам с такими катками. Сброс гусениц – тема не раскрыта.
надежность ходовой части танка Т-64 не только не уступала, но и превосходила надежность ходовой части танка Т-72 в ходе испытаний на дистанциях до 6 000 км.
Выше я показал, что уязвимость ходовой Т-64 проявится не при простых покатушках, а при граничных условиях – поломка торсиона, повреждение амортизатора, эвакуация подбитого танка.
применение ходовой части танка Т-72 на перспективных танках не представляется возможным ввиду малой эффективности и низкой работоспособности гидроамортизаторов, а также жесткости подвесок
«а мужики то и не знают»
Лопастные гидроамортизаторы склонны к деформированию элементов и появлению неучтенных щелей, и таким образом еще большему снижению своих характеристик.
Тарасенко надо бы хотя б посмотреть на рисунки амортизаторов, чтобы не гнать пургу про деформирование и щели.
Гусеница Т-64 показала лучшую, из всех существующих, сцепляемость с грунтом. Благодаря этому Т-64 превосходил танки Т-72 и Т-80 при движении на снежной целине, глинистых, торфяных и черноземных грунтах.
Да, это надо еще додуматься соединить «грунт» и «снежную целину». В действительности же все совсем иначе. Хоть и приводят удельное давление Т-64/72/80 равным, но это не верно. Давление наибольшее под катком, наименьшее – посередине меж катками. Т е у Т-64 с маленькими катками и самыми большими межкатковыми расстояниями будет самая большая разница давлений по длине гусеницы. Из-за этого меж катками гусеница будет выпячиваться, каток будет затрачивать больше усилий на вьезд на гусеницу, сопротивление качению возрастет. А под катками танк Т-64 будет больше, чем другие, проседать в грунт. В связи с этим улучшиться сцепление гусеницы с грунтом, но увеличится сопротивление движению. Поэтому, там где Т-72 будет елозить по верху (при движении по грязи в горку, например), Т-64 зацепится за грунт и вылезет. Зато по плотному песку Т-72 легко убежит от «утонувшего» Т-64. И никакие дырки в гусеницах здесь не оказывают сколь-нибудь значимого влияния.
Холостые потери мощности на перематывание гусеницы с учетом качения опорных катков по беговой дорожке у Т-64 были значительно ниже, чем у аналогов
Это действительно только на твердом покрытии (см. выше)
Соосные торсионы позволили получить высокие показатели плавности хода (уменьшили ограничения системы подрессоривания по пробою) и повысили точность стрельбы. Это отмечают испытатели и военные, эксплуатировавшие Т-64 и Т-72
Все переврано. Наоборот, торсионы Т-72 с их относительно высокой жесткостью «уменьшили ограничения системы подрессоривания по пробою», о чем отмечают военные и испытатели. Влияние подвесок Т-64 и -72 на точность стрельбы не так велико, там СУО более влияет.
За счет смещения торсионов системы подрессоривания правого и левого бортов (ходовая часть танков Т-72 и Т-80) возникают продольно-поперечные колебания корпуса, приводящие к увеличению погрешности при стрельбе. Ни один из современных танков, исключая Т-64 и его модификации, не учитывает эту особенность [5].
«Не учитывает», потому что бесполезно. Препятствия появляются перед правым и левым катками бессистемно, поэтому и смысла в параллельных торсионах нет.
Существует необходимость демонтажа двух опорных катков противоположным по бортам для замена торсионного вала
неправда
Из представленных выше данных следует, что ходовая часть танка Т-64 при превосходящих показателях по надежности в сравнении с танком Т-72 была при этом более чем вдвое дешевле (табл. 4).
Туфта все цифры. Выше я писал - почему. Достаточно сравнить цифры стоимости балансира, поддерживающего катка, ведущего колеса, ведомого колеса (особенно).
Возникает вопрос - как при таком расходе цветных металлов в ходовой части танка Т-72 можно его считать мобилизационным танком, ведь в особый период большая часть алюминия пойдет не на танки, а для авиационной промышленности.
Вопрос возникает только для тех, кто знает только «алюминий», «сталь», «чугуний» и не подозревает о разных марках металлов. Ответственные детали льют только из «первичного» сплава, без добавления металлолома.
постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1968 года предусматривалась постановка танка Т-64А в серийное производство на трех основных танковых заводах – харьковском им. В.А. Малышева, ленинградском Кировском и Нижнетагильском Уралвагонзаводе. Однако это постановление было выполнено только на харьковском заводе.
Это случилось, потому что в верхах просекли, что ставить на массовое производство Т-64А опасно для обороноспособности страны. Фаворитом стал ГТД. Но до него было далеко, а В-46 уже был. Но и разрушать готовое производство в Харькове также глупо.
КБ Уралвагонзавода (УКБТМ) разрабатывало свой танк – тот же Т-64, но под своими номерами чертежей, со своим автоматом заряжания, выполняемым практически по созданной А.А. Морозовым схеме, и с другими изменениями.
О «созданной Морозовым схеме» не понял.
Касательно «своих номеров чертежей» - даже если НТагил выпускал бы чистый Т-64А, то и тогда бы по своим номерам чертежей. Это обязательное правило.
Об АЗ много написано – Карцев считал недостатком расположение зарядов вертикально. Его право и обязанность учитывать этот параметр. Морозов посчитал, что сойдет.
«На заводе (Уралвагонзавод) принимались все энергичные меры, чтобы уйти от этого танка, во первых это нам не позволяло чувство патриотизма такого завода как наш, и такого КБ как наше...»
Правильно, надо стремиться делать лучше.
«чувство патриотизма завода и КБ» помешало исполнить приказ руководства страны»
Танк Т-72 поставлен на производство в соответствии с решением руководства страны.
была потеряна уйма народных денег и времени, это и привело к сегодняшней ситуации, когда отечественное танкостроение вынуждено уже не опережать, а догонять своих зарубежных конкурентов
отечественное танкостроение догоняет своих конкурентов в области СУО, а не по «железу».
«Как мог пережить, например, командир взвода, награжденный орденом Красной Звезды ситуацию, когда, проснувшись утром он превращается из непререкаемого авторитета в безграмотного неуча, не умеющего ни стрелять, ни водить, ни обучать подчиненных…»
Это перл – комвзвода-орденоносец в конце 60-х.