cyborn> Да хоть начать с поршневого двигателя для мотопланеров и сверхлегких самолетов на Предэйторе и ТВД Рипера, использующегося на целой куче легких самолетов как гражданского, так и военного назначения.
Двигатели естестественно взяли готовые. И еще кое-что по мелочи.
Но в целом конструкция специальная и весьма сложная и дорогостоящая.
В 1ю очередь - целевое оборудование.
cyborn>На одной из модификаций Тукано как раз такой ТВД стоит, кстати.
На какой именно модификации Тукано стоит Honeywell TP331-10?
SkyDron>> Не нужно забывать что помимо самого БПЛА в комплексе для их использования полно дорогостоящих элементов.cyborn> В комплексе любого самолета - тоже.
Для БПЛА класса Рипера этого добра сильно побольше (и подороже) чем для Тракторов-Туканов.
cyborn>А самый дорогой компонент - это пилоты.
Вот и стараються "стоимость" данного компонента снизить.
SkyDron>> Зато эксплуатационных потерь техники предостаточно.cyborn> У самолетов их тоже хватает.
На настоящий момент потеяно более 30% выпущенных Предаторов - всего более 70 единиц. Из них менее 10% от огневого воздействия противника.
SkyDron>> Статистика потерь БПЛА в целом неслишком благоприятна.cyborn> А какова она? Статистика потерь Предэйторов на боевой вылет в сревнении с пилотируемыми самолетами?
Вылеты бывают разные , боевые самолеты тоже бывают разными.
Голые цифры в данном случае не показатель. Однако если речь идет именно о Предаторах - примерная статистика есть. Позже дам.
SkyDron>> Например в Афганистане в последние месяцы просто настоящий БПЛАпад наблюдаеться...cyborn> В последние месяцы там падают далеко не только БПЛА, однако.
Еще вертолеты. Которые на высоту уйти физически не могут.
А вот летающие высоко "большие" беспилотники и самолеты от огня противника почти не страдают.
cyborn> cyborn>>Фермера-пенсионера вполне можно переподготовить на оператора Рипера. SkyDron>> Можно. А для полетов на АйрТракторе - легче , особенно того кто на нем поля опрыскивал. cyborn> Ага. Вот только надо спросить - пройдет ли этот пенсионер военную медкомиссию, это раз.
Если не пройдет - значит не пройдет. Поля опрыскивать и просто кататься на легкомоторных самолетах - тут здоровья поменьше надо чем на истребителе летать.
cyborn> А еще спросить - зачем он там нужен, если есть пилоты помоложе и с более свежими знаниями, это два.
Затем что "помоложе и со свежими знаниями" стоят дорого , ибо готовят их на более "серьезные" машины.
Хочеться молодого ? Да пожалуйста. Готовь - и вперед. Будет куда как дешевле чем на истребитель того же "молодого со свежими знаниями" подготовить.
cyborn>Вообще, еще раз говорю - мне непонятно, зачем нужны эти пенсионеры...
Еще раз : пенсионеры - как утрированный пример.
cyborn> и прочие недо-пере-летчики...
Не недопере летчики , а персонал подготовка которого гораздо дешевле по сравнению с экипажами "большой" авиации.
cyborn>в войне против партизан, когда не наблюдается никакого дефицита личного состава...
Дефицит личного состава в Ираке и Афганистане именно что наблюдаеться.
Ибо войны эти затянулись на долгие годы и конца им не видно.
"Кадровикам" командировки осточертели , а людей нужно менять.
Собственно по этой причине л.с. НГ и привлекают.
Кстати Риперы так же именно на вооружении НГ стоят.
cyborn>зато есть дефицит боевой подготовки.
Это на войне то дефицит боевой подготовки ?
SkyDron>> Речь в данном контексте о том что подготовка летчика LAAR (того же AT-802) гораздо и гораздо проще и дешевле чем пилота современного истребителя.cyborn> Ну, а оператора БПЛА подготовить еще проще и быстрее.
Первое подразделение Риперов было подготовлено за 3+ года.
SkyDron>> И это важно не в контексте гипотетической подготовки тысяч пилотов аля Ил-2 во время ВМВ , а в плане снижения стоимости подготовки экипажей (и как следствие итоговой стоимости эксплуатации) достаточно малочисленных самолетов.cyborn> Т.е. выпускать опять-таки недо-летчиков?
Не "надо выпускать" , а МОЖНО использовать.
А выпускай ты хоть пилотов Х-файтеров с подготовкой по программе рыцаря джедаи.
cyborn>Причем если в ВМВ это было оправдано недолгой боевой жизнью пилотов и дефицитом л/с - то тут вообще непонятно чем.
СТОИМОСТЬЮ. А джедаи пусть с палуб на СуперХорнетах летают.
cyborn>Но даже недо-летчик должен иметь более высокое мастерство, чем оператор БПЛА.
ДУмаю что в данном случае это не так. Операторов "серьезных" БПЛА не так много , а на всевозможных легкомоторных тарахтелках кто только не летает.
cyborn>Его работа рискованная и предполягает соответствующую плату за его умения и за его риск.
На машине по мегополису ездить - риск выше.
cyborn> Если на автопилоте, и по маршруту, и с безопасной высоты - опять-таки - зачем пилот?
Выше было. Я не попугай.
SkyDron>> Для рпеализации концепта LAAR не требуется высокой подготовки. Для большинства случаев летчик будет выполнять больше функции контроля за режимамаи полета и взаимодействия.cyborn> Т.е. заниматься в кабине самолета (с более высоким риском, в худших условиях и за большие деньги) тем, чем оператор БПЛА занимается на земле?
Несовсем. На оператора(ов) на земле функциональная нагрузка может быть выше чем на летчика сабжа.
Работа последнего МОЖЕТ быть предельно простой.
SkyDron>> Поинтересуйся в каком обьеме в операциях В Ираке и Афганистане привлекается л.с. НГ , резерва и масса добровольцев работающих на всевозможные блэкуотеры.cyborn> Ну, и в каком?
В значительном. ДАнных под рукой сейчас нет. В ЗВО на этот счет был неплохой материал.
SkyDron>> В противопартизанских же войнах на других континентах во славу Демократии и Микки Мауса гибнут только добровольцы.cyborn> Дык это ж во славу Микки-Мауса.
Именно. Посему каждый добровольно едущий защищать Демократию должен быть готов пострадать за ее светлые идеалы.
Не хочешь страдать ? - Сиди дома. Пока деньги платят , охотники найдуться.
cyborn>А речь-то о небольшой стране, имеющей проблемы с "домашними" партизанами.
1) У меня лично речь о США и программе LAAR.
2) Для "небольшой страны имеющей проблемы с партизанами" данный концепт еще более привликателен. Ибо он гораздо проще и дешевле чем создание собственного (продадут далеко не всем) аппарата класса Рипера со всем балаганом потребным для его нормального применения.
cyborn>Да и то, смотрю, солдаты и летчики-то в Ираке все больше молодые и ни на каких "тракторах" явно до этого не летавшие.
Ветеранов полно и в войсках (сержанты и офицеры) и в частных охранных агенствах.
В т.ч. и летчики имеються. Не на С.Хорнетах естетственно.
cyborn>Да и то сказать, зачем какому-нибудь сельскохозяйственному летчику, имеющему работу со стабильным доходом, дом и семью бросать все и отправляться к черту на рога в Афганистан или Ирак...
Осталось провести анкетирование среди сельскохозяйственных летчиков.
cyborn> Хе-хе, кстати, возможно скоро сама профессия сельскохозяйственного летчика исчезнет, а вместо него появится "оператор сельскохозяйственного БПЛА"
Может и появиться. Только думаю что не так уж скоро.
SkyDron>> Тяжелое бронирование нецелесообразно , легкое (которое вполне достаточно) не повлияет на указанные вещи.cyborn> А что значит "легкое"? Кевлар?
Противопульная защита кабины экипажа. А уж кевлар там , нано-гуано какое или просто пластины от броников на стенах присобачены - дело другое.
cyborn> Ну-ну. Рипер-то уже летает и применяется по инсургентам.
Летает и применяеться. И что ? ЛТХ его то этого изменяються ?
cyborn>А от что выйдет из летающего боевого трактора - еще посмотрим.
Посмотрим. Может и не из трактора , а из других перечисленных.
cyborn>Американцы такие прожэкты городили со времен Пайпер Энфорсера, как минимум. Пока ни один ни во что осязаемое не вылился.
Еще раз :
1) Не такие.
2) Вполне достаточно легких (и неочень) разведывательно-ударных самолетов "вылилось". Именно для противопартизанских действий применявшихся.
SkyDron>> Потолок "Трактора" достаточен , скорость выше , боевая нагрузка в разы больше , стоимость ниже , продолжительность полета соответствует возможностям человека (до 10 часов) и достаточна для выполнения большинства задачь.cyborn> Скорость как раз меньше у летающего трактора. Макс. скорость АТ-802 Air Tractor - 340 км/ч, MQ-9 Reaper - 482 км/ч.
Крейсерская скорость у вооруженного Рипера - ок 250 км/ч невооруженного - 270-300 км/ч.
cyborn>Трактор - он трактор и есть... И кстати, боевой вариант - двухместный.
Пока еще нет. Рассматривают одноместный и 2х местный варианты.
SkyDron>> Летчик (+ возможно доп. летчик-оператор) выполняет контрольные функции , работает с взаимодействующими силами , вмешивается в процесс в зависимости от обстановке и т.д.cyborn> Это все работа, которая не требует присутствия человека непосредственно на борту.
Смотря что включать в эти термины. Многое - именно что требует.
Но речь не о том что "требует/не требует" , а о том что функциональная нагрузка на экипаж невелика и несравнима с таковой например на "классическом" штурмовике.
cyborn> При чем здесь образцово-показательный Глобал Хоук?
При том что он зело недешев во всех смыслах. И при том что БПЛА тоже разные бывают , как и ПЛА. Так что не нужно всех под одну гребенку.
cyborn> Ну, и какова же цена летного часа Предатора в сравнении с Эйр Трактором, только трактором военной версии, разумеется?
Пока данных по последнему нет.
У гражданской версии думаю час полета подешевле чем Рипера. И сильно.
Речь однако (еще раз !) о низкой стоимости применения пилотируемого легкого самолета по сравнению с основными реактивными боевыми самолетами.
SkyDron>> - "Трактор" дешевле Рипера.cyborn> Правда?
Несомненно.
cyborn>А сколько же этот трактор стоит в окончательной военной комплектации?
База - 200 тыс. у.е. Сколько будет стоить "окончательная военная конфигурация" - ХЗ.
Зависит от того что в ней будет , каков будет обьем заказа и т.д.
Рипер стоит 8-10 млн. за аппарат + наземное барахло которое совершенно необходимо для работы.
cyborn> А то цена Супер Тукано уже до 9-10 лямов убитых американских енотов доскакала.
Это ты стоимость колумбийских (эквадорских и т.д.) контрактов разделил на количество заказанных самолетов ?
Так в контракты помимо самолетов много чего входит. Там же речь идет о вооружении новым типом самолета - со всеми вытекающими.
cyborn>А ведь на нем ни тепловизоров каких, ни радаров, ни ВТО...
На LAAR тепловизоры планируется ставить опционально , радары там нафик не нужны , ВТО будет в наличии.
cyborn> Да и делали его куда более скромные бразильцы...
Уж не знаю в чем "скромность" заключается в данном случае.
cyborn> А Рипер известно сколько стоит - 10,5 лямов.
Невооруженный (Альтаир) - гдето 8 по докризисным ценам. Или около того.
cyborn>С радаром, тепловизором и прочими наворотами.
Там на самом деле не все перечисленные навороты идут "в одном флаконе".
cyborn>И боевой нагрузкой побольше того же Супер Тукано.
С боевой нагрузкой Рипера пока что больше планов. Реальная типовая нагрузка - пара 225кг УАБ + 4 Хэллфайра.
SkyDron>> - Эксплуатационно значительно более надежен. Беспилотники уж больно часто бьются...cyborn> Насколько часто, можно статистику налета на аварию? А также в сравнении ее с другими самолетами, летающими в той же местности.
Выше говорилось про статистику и про сравнение с самолетами.
SkyDron>> - Несет бОльшую боевую нагрузку и способен более гибко ее применять.cyborn> Да ну? А за счет чего такой прирост боевой нагрузки, можно узнать?
Нет никакого прироста. Обычная нагрузка.
SkyDron>> - Не так критичен к работоспособности системы связи и навигации.cyborn> Что в условиях противопартизанских действий - не самая большая проблема.
Проблемы в комплексе нужно рассматривать.
SkyDron>> - Наличие человека на борту "на месте" резко упрощает взаимодействие с другими силами и средствами.cyborn> Это зависит от многих факторов. Иногда бывает легче связаться с центром, нежели искать конкретную частоту конкретного самолета.
Не нужно никакую "конкретную частоту" искать при нормальном взаимодействии.
А централизованное управление с непонятно где расположенным "центром"
может быть недостаточно оперативным , адэкватным ситуации да и просто возможным.
cyborn>Самый яркий пример - взаимодействие наземных войск и авиации РФ в прошлогодней войне - и взаимодействие войск США с БПЛА в Ираке.
А ты в курсе подробностей данного взаимодействия ?
SkyDron>> Посади на Трактор летчика с Ф-22. Лучше будет ?cyborn> А что, летчик с Ф-22 по определению лучше?
Он дороже и ценнее. А если нет разницы - зачем платить больше.
cyborn>Скорее для каждого типа выполняемых задач нужна специальная подготовка.
Конечно.
Кукурузник по маршруту водить и боНбу по команде бросать - одно. На многоцелевом истребителе воевать - другое.
cyborn>Если летчик отлично тренирован вести дальний и ближний воздушный бой - это еще ничего не говорит о его умениях при штурмовке наземных целей, разве нет?
Далась тебе эта "штурмовка"... Так что , значит пилот с Ф-22 не нужен ? Отлично.
SkyDron>> И в чем это проявиться ? Вот сбивали год назад грузинские Гермесы и что ?cyborn> Что-что... Гермесы кончились.
И что там с опытом ?
SkyDron>> Это уж как повезет. Во время ВМВ многих летчиков сбивали многократно. Да и позже было.cyborn> Многих или большинство?
Это типа вопрос ?
SkyDron>> Для этого ПСС есть. Которая в ведущих ВВС работает весьма прилично.cyborn> Что это за ведущие? ВВС США?
В т.ч. У ВВС США с ПСО все в порядке.
cyborn>А ВВС РФ как?
А у нас в этом плане все гораздо хуже. Как и во многих других.
SkyDron>> Обломки беспилотников кстати эвакуируют или уничтожают в ходе операций сравнимых с ПСО сбитых летчиков.cyborn> Да ну?
Не веришь ?
cyborn>Апачи, совершившие аварийную посадку, помнится, просто ракетами достреливали.
По возможности их эвакуируют. Если невозможно - уничтожают. Точно так же и с беспилотниками.
cyborn>А что такого в обломках БПЛА супер-секретного? Движок от мотопланера? Куски крыльев? Широко распространенная электроника?
"Узкораспространенная" электроника. Которая в 1ю очередь наиболее интересна. И изучение ее - ключ к эффективному противодействию.
Ну и для развития собственных аналогичных девайсов может быть зело полезно.
SkyDron>> 1) Не "таким". Требования к LAAR новые и специфичные , равно как и концепт.cyborn> Ой ли? А Пайпер Энфорсер разве не был в принципе тем же самым?
Нет конечно. Концепция применения , оснащение и вооружение разные.
Другое время было.
SkyDron>> 2) До этого требования и концепты были другими и они реально успешно выполнялись.cyborn> Какие другие? А-10? АС-130? АН-1?
Эти тоже. Хотя перечисленное к сабжу не относиться.
cyborn> Ой, щас будем вспоминать Бронко и Дрэгонфлай...
Можно и их до кучи. Ты и сам список того что реально варганили/доставали из загашников для борьбы с партизанами можешь дополнить.
SkyDron>> Значительно ниже. Ибо беспилотников с теми же возможностями пока нет , а те что приближаются по возможностям стоят бешаных денег.cyborn> С какими "такими"?
Как у аппаратов перечисленных выше.
SkyDron>> Впрочем вполне реально при желании сварганить и беспилотный вариант того же "Трактора".cyborn> Вот только смысл...
В данном конкретном случае я смысла не вижу. Потому и не варганят.
SkyDron>> Именно. А так же за счет возможностей применения более дешевого неуправляемого оружия и более высоких возможностей человека по оценке обстановки на месте.cyborn> Ну уж, если говорить об возможностях оценки на месте, когда стреляют со всех сторон...
Хорошо что стреляют. В самолет не попадут , а заметить будет проще.
Впрочем можно и не замечать , а работать по ЦУ пехоты и прочих БПЛА.
В этом плане сейчас большой прогресс наблюдаеться.
cyborn>Для применения неуправляемого оружия, кстати, придется входить в зону ПВО партизан.
Кто мешает с высоты например кассетами сыпануть по оперативно полученным координатам ?
Совместил марки , нажал кнопку...
SkyDron>> К примеру если стоит задача сопровождения колонны , то требование по времени нахождения в воздухе в данном конкретном месте вполне определено.SkyDron>> Сутки висеть там не нужно.cyborn> А неплохо бы и повисеть, посмотреть еще за несколько часов до провода колонны, кто там чего внизу делает...
Пусть беспилотники-разведчики висят. На то их и делали.
На малых высотах - "мелочь" всякая. Не дорогущие же Риперы гонять.
cyborn> А-ха-ха-ха. См. выше, что я написал насчет его скорости и скорости Рипера для сравнения.
Да ничего смешного не вижу.
cyborn> cyborn>>Иной раз с центром связаться проще, чем самолетом...SkyDron>> Примеры будут ?cyborn> Ну например:cyborn> ЖАРКОЕ НЕБО АФГАНИСТАНА. ШТУРМОВИКИ СУ-25
Там нет ни слова про "простоту связи с центром связи".
Просто упоминание о вполне обычной работы наших штурмовиков.
SkyDron>> И еще долго будут.cyborn> Это зависит не от их беспилотности.
Необходимость человека на борту определяется вполне определенными требованиями к функциональности ЛА.
cyborn>Просто пока нет спроса на более большие. Как спрос появится - сделают, это не проблема.
"Спрос" был бы если бы были доступны нужные возможности.
SkyDron>> Речь о том что все не так же как с "классическим" штурмовиком.cyborn> А что, "классический" штурмовик в чем-то ущербнее летающего трактора?
Тот самый риск для экипажа в данном случае.
cyborn>Кстати, заказанные недавно новые Су-25 будут производиться в двухместном варианте ...
Что ж поделать. Улан-Удэ только спарки и может делать.
cyborn>...и второй член экипажа будет оператором вооружения и систем обнаружения.
Сдается мне что это будет обычный учебно-боевой вариант идентичный по оборудованию Су-25СМ.
Без каких то особых "систем обнаружения".
cyborn>Чем они хуже или сильно дороже "тракторов", доведенных до современных военных стандартов (если это вообще принципиально возможно сделать на такой базе) - про то мне неведомо.
А подумать ?
SkyDron>> Она одинаково размывается для всех.cyborn> Да, для самих самолетов. Но не для пилотов самолетов, сравнительно с операторами БПЛА.
Ни пилоты ни операторы БПЛА сами летать не могут.
Не хочешь чтобы аппарат подстрелили - поднимайся выше Что в горах что в саванне. И учись в таких условиях работать.