ну, чтобы поддержать считающих ненужными эти атомные исполины и полить воду на мельницу иностранных спецслужб, расмещаю здесь крайне негативную статейку в духе Навального взятую с
Одна из столичных газет разразилась на прошлой неделе громкой сенсацией - «Старые крейсера превратят в атомных убийц». В публикации под таким заголовком зашла речь о том, что «Минобороны решило восстановить самые мощные в мире атомные крейсеры проекта 1144 «Орлан», превратив их в универсальные корабли-ракетоносцы, способные решать на море любые задачи: уничтожать авианосцы, отражать удары с воздуха, поражать наземные цели стратегическими крылатыми ракетами». Сообщение это вызвало у экспертов легкое недоумение.
Есть очень серьезный вопрос: для чего нам эти крейсера, которые сегодня ржавеют за ненадобностью у стенки, и кто их будет возрождать и модернизировать? На каких предприятиях и за какие деньги? Результат на него не так явствен, как кому-то кажется.
Начнем с того, что создавались крейсера класса «Орлан» в советское время действительно для борьбы с авианосцами. Ясно, с какими - с заокеанскими. Во времена непримиримого идеологического и военного противостояния между двумя мирами, двумя системами иного и быть не могло. Правда никому отчего-то в голову не приходило, как можно бороться не с отдельными авианосцами, а с многоцелевыми авианосными группами (АМГ), которых у США 11 штук с 15-20 боевыми кораблями сопровождения в каждой, при помощи отдельных ракетных крейсеров. Пусть и «самых мощных в мире». Пусть и в ордере из 2-х-3 огромных противолодочных кораблей и нескольких эсминцев. Четыре против одиннадцати, да еще с 40-50 истребителями и штурмовикками на каждом? Исход подобного боя, если бы он, не дай всевышний, разразился, очевиден - очередная Цусима, невзирая даже на имеющееся на крейсерах ядерное оружие.
Отменно, что подобные апокалипсические сценарии традиционно ограничивались только буйными фантазиями адмиралов и их руководителей из Политбюро. Оживлять подобные сегодня никакого смысла нет. Мы с США, как утверждают руководители наших государств, - не противники, а кое в чем даже стратегические партнеры. Гоняться за авианосцами верхом на ядерных крейсерах не будем. Как и на экранопланах. Да этого и не позволит нам бюджет - Вашингтон тратит в год на свою армию и флот 700 млрд. долл., мы наметили на ближайшие десять лет чуть поменьше этой суммы на обеспечение своих вооруженных сил самым современным оружием и боевой техникой.
Отсюда вопрос: кому выгодно оживлять ненужные стране ветхие корабли? Но если припомнить историю с недавним ремонтом тяжелого атомного ракетного крейсера «Петра Великого», то без труда можно додуматься кому. В июле текущего года, сообщалось в отечественной печати, было, к примеру, возбуждено уголовное дело в отношении гендиректора ЗАО «Специальная производственно-техническая база «Звездочка» Федора Барашко. Как установлено военной прокуратурой Северного флота, данный господин похитил из бюджета 265,4 млн. руб., выделенных на ремонт флагмана. Причем сделал он это, безусловно же, не один. В деле фигурируют и другие должностные лица. Могут возникнуть новые фигуранты. Но мы теперь не об этом.
Дело в том, что восстанавливать «Орланы» на судостроительных мощностях России сегодня реально негде. Крупнотоннажные доки, в которые их можно поставить, есть теперь только в Северодвинске Архангельской области на «Севмашпредприятии», но они на ближайшие годы заняты строительством еще шести атомных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 955 класс «Борей» и такого же числа многоцелевых атомных подводных лодок проекта 855 класс «Ясень». Есть такие доки и на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, где в советские годы начиная с 1974-го, собственно, и строились крейсеры проекта 1144 «Киров», «Фрунзе», «Калинин» и «Андропов», ставшие потом «Адмиралом Нахимовым», «Адмиралом Ушаковым», «Адмиралом Лазаревым» и «Петром Великим», и на Северной верфи в том же городе. Но 1-й из заводов под угрозой банкротства и закрытия, а 2-й загружен на ближайшие годы гособоронзаказом на фрегаты проекта 22350, специальное судно связи проекта 18280 и корветами проектов 23180 и 23185. Необходимо вначале выполнить гособоронзаказ, а потом думать об «Орланах». Ведь других серьезных промышленных площадок для работы над атомными ракетными крейсерами, к сожалению, нет.
Есть уже упоминавшееся ЗАО «СПТБ «Звездочка», но, как известно, оно не обладает лицензией на работы с атомными реакторами. А это на «Орланах» сегодня, как говорят, загвоздка номер один.
Безусловно, можно «растолкаться», поставить на какое-то время в большой док «Адмирала Нахимова» или «Адмирала «Ушакова», но вывести его оттуда потом не удастся лет десять, не меньше. Некоторые директора судостроительных предприятий талантливо умеют набрать заказы, получить доступ к бюджетному финансированию, а потом, грубо говоря, тянут кота за хвост, требуя все новых и новых денежных вливаний в безмерный капитальный ремонт либо новое строительство. Просто говоря, пилят средства клиента. Непредвзятые и субъективные примеры налицо: авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», тот, что уже 10 лет модернизируется для Индии», 1-й из наших стратегических «Бореев» - «Александр Невский» (строится 13 лет), 1-й из «Ясеней» - «Северодвинск» (строится 18 лет), дизельная подводная лодка проекта 677 «Санкт-Петербург» (строится 14 лет)…
Сколько еще лет будут тащить из бюджета деньги на никому, кроме отдельных людей, не нужные «Орланы», если все-таки их удастся затолкать в гособоронзаказ, пускай каждый посчитает для себя сам.
и не надо ничего придумывать, и так по статейке ясно, что такие крейсера не для нас с вами, не для России