Пора начинать эту тему.
Ведь скоро Евронаваль-2010, помните, что после прошлого салона появилось?
Правильно, идея покупки "Мистраля".
А новый салон может приподнести еще и не такие сюрпризы...
Кидаю для затравки.
Недавно стало известно, что французский ВПК предложит на тендер,
объявленный ВМС Бразилии, комплексный пакет в составе многоцеле-
вых сторожевых кораблей, фрегатов и танкера. Вступая в жесткую
конкуренцию с коллегами из Великобритании и Италии, французские
корабелы намерены выставить "на ристалище" свои наработки в области
военного кораблестроения, включая надводные корабли, созданные с
широким использованием технологий "стелс".
"Французское предложение будет основано на тех специфических
требованиях, которые установлены бразильскими военными, изъявив-
шими желание приобрести сторожевой корабль ближней морской зоны,
многоцелевой фрегат и танкер для обеспечения пополнения боевыми
кораблями и судами запасов топлива в море", - заявил 20 сентября на
пресс-конференции представитель французской Генеральной делегации
по вооружению (DGA). Предположительно бразильские адмиралы пла-
нируют приобрести по пять сторожевых кораблей и фрегатов, а также
один флотский танкер. В качестве многоцелевого фрегата Париж наме-
рен предложить несколько доработанную версию фрегата УРО типа
FREMM, которые в настоящее время строятся - в различной комплек-
тации - для национальных ВМС Франции и Испании, а под "стороже-
вики" подпадают корветы УРО типа "Гоувинд".
Следует отметить, что франко-бразильское сотрудничество в области
военно-морских вооружений в последнее время развивается все более
активно. Так, например, 16 сентября 2010 г. на территории предприятия
французской судостроительной компании DCNS в городе Лорьян был
открыт проектно-конструкторский центр для подготовки инженеров
ВПК и офицеров ВМС Бразилии, занятых в программе создания первой
бразильской атомной субмарины. В течение последующих 18 месяцев
30 бразильских специалистов будут перенимать от французских кора-
белов опыт, полученный последними в процессе проектирования семей-
ства неатомных подводных лодок "Скорпена". Ранее бразильский флот
уже получил от французов четыре такие ПЛ.
Глава управления международного сотрудничества ВМС Франции
адмирал Жорж Босселю в связи с этим заявил, что "данный центр
призван оказать Бразилии помощь в области проектирования неядерной
части конструкции первой национальной атомной подводной лодки,
которая должна вступить в боевой состав флота в 2025 г.".
Предлагаемый Бразилии фрегат УРО типа FREMM является доста-
точно интересным образцом зарубежной военно-морской техники
(ВМТ), прежде всего в том плане, что это очередной результат внутри-
европейской кооперации в области разработки и серийного выпуска
ВВСТ. Многонациональный характер корабля явствует уже из самого
его наименования - FREMM (аббревиатура от "Fregates Europeennes
MultiMissions", или в переводе с французского "европейские многоцеле-
вые фрегаты").
Причем на старте данной программы менеджер проекта со стороны
французской DGA Франк Местре даже заявил, что это "самый амбици-
озный и инновационный европейский проект в военно-морской области
со времени Второй мировой войны". В этом нет никакого преувеличения:
в отличие от другой многонациональной кораблестроительной програм-
мы фрегатов УРО (ПВО) типа "Горизонт", по которой для французского
и итальянского флотов построено четыре корабля вместо восьми плани-
ровавшихся, а британцы из программы и вовсе вышли, франко-итальян-
ская программа FREMM продолжает набирать сторонников - в 2007-
2009 гг. к базовым участникам присоединились Марокко (один корабль)
и Греция (шесть ФР УРО).
Официальный старт программе был дан в октябре 2002 г., когда
соглашение о намерениях по вопросу совместной разработки и построй-
ки крупной серии кораблей класса "фрегат" подписали министры обо-
роны Франции и Италии. Двумя месяцами позже был образован и
франко-итальянский консорциум - на базе французской компании
"Армарис" (совместный проект компаний DCN и "Талес", имевших в
нем равные доли, на сегодня компания уже прекратила свою деятель-
ность и вместе с военно-морским подразделением "Талес" влилась в
состав компании DCNS) и итальянской "Орризонте Системи Навали"
(СП "Финкантьери", имеющей 51% акций, и "Финмекканика", владею-
щей 49%), который чуть позже получил стартовый контракт на
27 фрегатов типа FREMM: 10 для Италии и 17 для Франции. Правда,
окончательный, уже производственный контракт на первую партию в
14 кораблей (Франция - 8, Италия - 6) был подписан главами военных
ведомств двух стран только 25 октября 2004 г.: постройка кораблей для
французских ВМС была поручена судоверфи DCN в Лорьяне, а ита-
льянские фрегаты будет строить предприятие "Финкантьери". Впослед-
ствии количество заказанных кораблей, впрочем, было сокращено до
11 для Франции и 10 для Италии.
В проекте FREMM французские и итальянские кораблестроители
стремились реализовать все свои наработки в данной области, в резуль-
тате чего им удалось создать действительно многофункциональный
корабль, в конструкции которого реализован принцип модульности.
Последний, правда, ограничен границами судоверфи - "заточить"
FREMM под определенную задачу, противолодочный вариант или "ко-
рабль общего назначения" можно только на заводе-строителе. В первом
случае фрегат УРО будет иметь больший запас торпед (обе страны
выбрали новейшую разработку компании "Евроторп" - торпеду MU90)
и буксируемую ГАС. А во втором - отличаться комплексом вооружения
с крылатыми ракетами и беспилотниками, более мощной артустановкой
(127-мм АУ вместо 76-мм), а также наличием возможности транспорти-
ровки, высадки и приема на борт группы сил спецопераций численнос-
тью до 25 человек, для чего на борту будут размещены две быстроходные
моторные лодки типа "Зодиак".
Кроме того, после досрочного закрытия программы ФР УРО (ПВО)
типа "Горизонт" французский флот выступил с инициативой разработки
дополнительной модификации FREMM, получившей обозначение
FREDA (от "Frеgates de dеfense aеriennes", "фрегат ПВО") и ориентиро-
ванной на обеспечение ПВО/ПРО корабельных соединений и конвоев
судов, для чего корабли получат усиленное зенитное ракетное вооружение.
Однако такая специализация все же вторична - корабли типа
FREMM изначально рассматривались и разработчиками, и производи-
телями как "многоцелевые фрегаты УРО", способные в случае необхо-
димости решать весь круг задач, обычно возлагаемых на корабли данного
класса. Для этого, в частности, оба варианта FREMM будут вооружены
комплексами артиллерийского и ракетного (противокорабельного и
зенитного) оружия, а также многофункциональными средствами радио-
технического вооружения. Именно это позволило фрегату в отличие от
специализированного ФР УРО (ПВО) типа "Горизонт" успешно пере-
жить период сокращения заказов со стороны основных участников
программы и даже завоевать новых заказчиков.
Базовая платформа кораблей, предназначенных для ВМС разных
стран, составляет примерно 90-95% всех корабельных вооружений и
систем, остальное же - специфические "национальные отличия", кото-
рые, впрочем, не принципиальны. Просто национальные ВПК соответ-
ствующих стран-заказчиков "пробили" дорогу на борт фрегатов своим
собственным разработкам: например, французские корабли вооружают-
ся французскими же ПКР "Экзосет", а итальянские - комплексом
"Отомат" аналогичного назначения, но разработанным итальянским
ВПК. В качестве вертолета корабельного базирования выбран NH-90,
но на итальянском фрегате он будет лишь один, а французы посчитали,
что необходимо зарезервировать место и для второго. Имеет отличия и
"мозг" кораблей - если французские фрегаты УРО получили боевую
информационно-управляющую систему (БИУС) центрального подчи-
нения типа SETIS (Ship Enhanced Tactical Information System, то есть
"усовершенствованная корабельная тактическая информационная сис-
тема"), созданную на базе БИУС ФР УРО/ПВО типа "Горизонт", то
итальянцы установили на своих кораблях БИУС федерального подчи-
нения, созданную на основе системы, установленной на новом итальян-
ском авианосце "Кавур".
Отличительной особенностью всех модификаций ФР УРО типа
FREMM является широкое применение технологии "стелс", благодаря
чему удалось существенно снизить заметность кораблей в радиолокаци-
онном, акустическом, инфракрасном и электромагнитном диапазонах:
обводы корпуса и надстроек сделаны плавными, конструкторы избежали
любых двугранных или трехгранных элементов с 90-градусным изло-
мом, внутрь убрано максимальное количество систем вооружения, ра-
диотехнических средств и плавсредств, большая часть отверстий в
корпусе и бортах закрыты легкими водонепроницаемыми заслонками,
агрегаты ГЭУ смонтированы на виброизолирующих платформах, на
корабле установлены гребные винты новой конструкции и новейшая
система размагничивания. Кроме того, корабли отличаются высоким
уровнем автоматизации процессов управления и применения различных
корабельных систем и вооружения, которые - равно как и элементы
"стелс" - были ранее успешно опробованы на французских фрегатах
семейства "Лафайет", ставших в последние два десятилетия одними из
наиболее востребованных надводных кораблей данного класса в мире.
Среди самых известных покупателей последней модификации "Ла-
файета" - Сингапур и Саудовская Аравия.
Последняя подписала контракт на три ФР УРО типа "Эль-Рияд"
(шифр F3000S, программа "Савари II"), первый из них вошел в боевой
состав национальных ВМС в середине 2002 г. Данные корабли, имеющие
полное водоизмещение 4650 т, длину 135 м, ширину 17,2 м и осадку
4,1 м, спроектированы с учетом специфических требований страны-за-
казчика. Они способны не только эффективно бороться с надводными
кораблями и субмаринами противника, но и обеспечивать ПВО и ПРО
отдельных кораблей и судов, а также защищать отряды боевых кораблей
и конвоев от атак различных средств воздушного нападения.
В состав его вооружения включены 76-мм артустановка "Супер
Рэпид", восемь ПУ ПКР "Экзосет" MM40 "блок-2", ЗРС "Астер-15" с
подпалубной контейнерной УВП типа "Сильвер А43" (первый случай
экспорта данного ЗРК, система управления огнем которого, по оценкам
разработчиков, способна отслеживать одновременно до 300 воздушных
целей, а ЗУР могут применяться в "противоракетном режиме" - на
дальность до 15 км или в стандартном "режиме ПВО" - на дальность до
30 км), четыре 533-мм торпедных аппарата для стрельбы противолодоч-
ными торпедами ECAN F17P (активно/пассивная ССН, дальность
хода - 20 км, максимальная скорость - 40 узлов, масса БЧ - 250 кг),
многофункциональный радиолокационный комплекс "Арабель" с трех-
координатной РЛС диапазона I/J с фазированной антенной решеткой и
интегрированной СУО, а также двухкоординатная РЛС ОВЦ большой
дальности DRBV 26D "Юпитер" II диапазона D, активная низкочастот-
ная опускаемая ГАС CAPTAS 20 UMS 4223 и усовершенствованные
комплексы РЭБ, связи и обмена данными. В кормовой части кораблей
оборудованы ВПП и ангар для стационарного базирования корабельного
вертолета 10-тонного класса, причем благодаря установленной дополни-
тельно к стандартным успокоителям качки новой автоматизированной
системе уменьшения влияния продольной и килевой качки типа STAF
эксплуатация вертолета возможна при волнении моря до 6 баллов
включительно. Основу же "мозгов" саудовских фрегатов УРО составля-
ет БИУС типа SENIT 7, представляющая собой сильно усовершенство-
ванный вариант БИУС типа "Тавитак 2000".
Следует особо подчеркнуть, что проектирование фрегатов УРО типа
"Эль-Рияд" велось уже с использованием CAD-технологий - французы
даже называют их "первыми по-настоящему цифровыми кораблями".
Компания PTC, предоставившая DCN свое ПО версии CADDS 5,
установила 150 рабочих станций на ее производственных площадках, а
еще 70 - на предприятиях компаний-субподрядчиков. Применение но-
вейших методов компьютерного проектирования позволило, по оценкам
разработчиков, на 17% снизить время разработки корабля, если сравни-
вать с проектированием базовых кораблей семейства "Лафайет".
Однако не всем потенциальным заказчикам по карману фрегаты
УРО типов "Лафайет" или тем более FREMM, для них DCNS разрабо-
тала более "дешевые" и легкие корабли - многоцелевые корветы УРО
семейства "Гоувинд" водоизмещением от 1500 до 2500 т и длиной от
90 до 105 м, позиционируемые компанией как сторожевые корабли
литоральной зоны. Сегодня такие образцы ВМТ оказались наиболее
востребованы в странах, оказавшихся перед лицом многочисленных
угроз с морских направлений: как традиционных, так и асимметричных
(пиратство, терроризм).
В состав вооружения кораблей - в зависимости от варианта - входят:
противокорабельный ("Экзосет", "Гарпун" или RBS-15 Mk3, восемь ПУ)
и зенитный ("Мика" RF или "Астер-15"; УВП на 16 ракет) ракетные
комплексы, 76-мм и 20-мм артустановки, несколько БЛА или вертолет
10-тонного класса, а также необитаемые надводные и подводные аппа-
раты различного назначения. Специально для корветов была разработа-
на БИУС "Поларис" - усовершенствованный вариант БИУС семейства
SENIT. Отличительными особенностями кораблей являются использо-
вание водометных движителей (возможна установка и традиционных
гребных винтов), отсутствие традиционных дымоходов в надстройке
(отвод продуктов сгорания ГЭУ осуществлен на уровне ватерлинии),
размещение всех радиолокационных и оптико-электронных средств
на одной мачте, ходовой мостик с круговым обзором, а также способ-
ность обеспечения действий сил спецопераций без существенного
дооборудования.
В настоящее время разработчик предлагает четыре базовых варианта:
корвет "контроля за водным пространством" водоизмещением около
1000 т, корвет "демонстрации флага" (2000 т), "ударный" корвет
(2000 т) и многоцелевой корвет (2500 т). Первую модификацию разра-
ботчик в инициативном порядке решил реализовать "в железе" - 9 мая
2010 г. был заложен "Гермес", имеющий водоизмещение 1100 т и
предназначенный для решения задач в территориальных водах и экс-
клюзивной экономической зоне. По мнению руководства DCNS, на
современном рынке боевых кораблей невозможно "успешно продать
корвет или сторожевой корабль, если нет положительного опыта его
эксплуатации в составе ВМС мирового уровня". ВМС Франции же
согласились после постройки корвета взять его в опытную эксплу-
атацию.
Фактически FREMM и "Гоувинд" - это те самые "корабли XXI века",
о которых постоянно твердят российские адмиралы. И командование
ВМС многих стран прекрасно это понимает, проявляя активный интерес
к ним. Да и сам разработчик прилагает титанические усилия по продви-
жению корветов данного семейства в различных регионах планеты,
включая и страны традиционной "российской зоны интересов", такие
как государства Прикаспийского региона. Более того - сегодня потенци-
альным заказчикам уже предлагается новое семейство из трех фрегатов
УРО, в которых реализованы все наиболее удачные наработки из про-
ектов FREMM и "Гоувинд". И если российские кораблестроители и
военно-политическое руководство не предпримут надлежащих мер с
целью дальнейшего упрочения позиций отечественного кораблестрое-
ния на международном рынке ВМТ, то нас в ближайшее время ожидает
весьма неприятный сюрприз в виде потерянных рынков сбыта и упав-
ших доходов от экспорта.
Владимир Щербаков,
"Независимое военное обозрение", 1.10.10.
Это сообщение редактировалось 08.10.2010 в 21:34