Реклама Google — средство выживания форумов :)
По замыслу Глушко фторо-аммиачный двигатель должен был стать предварительным этапом к разработке фторо-водородного двигателя тягой 10 тс с удельным импульсом 464 с. Разработка проекта этого двигателя началась в 1961 г. и велась в течение нескольких лет, но так и не была завершена. Выбрав в качестве горючего водород, Глушко отказался от своего негативного отношения к этому компоненту топлива, которое он исповедовал с середины 1930-х годов. Позднее, в 1973 г., Глушко руководил разработкой проекта кислородно-водородного двигателя тягой 200 тс с удельным импульсом тяги 450 с. Став в мае 1974 г. генеральным конструктором НПО "Энергия", он завизировал в конце 1975 г. правительственное постановление на разработку ракеты-носителя "Энергия" с водородной второй ступенью и сумел довести этот ракетный комплекс, который, как известно, выполнил два успешных полета.
Параллельно с ведением опытно-конструкторских работ по созданию ЖРД на новых топливах, в ОКБ под руководством Глушко велись и научно-исследовательские работы. Приверженный идеям получения максимально возможных энергетических характеристик ЖРД путем использования высокоэффективных топлив, Глушко в начале 1960 г. организовал специальное научно-исследовательское подразделение.
Работы начались с изучения возможности создания ЖРД на топливе "высококонцентрированная перекись водорода (ВПВ) + пентоборан". По термодинамическим расчетам это топливо обеспечивало повышение величины удельного импульса тяги более чем на 25 % по сравнению с ранее освоенными высококипящими топливами и более чем на 15 % по сравнению с кислородно-керосиновым топливом. Освоение ВПВ открывало дальнейшие перспективы реализаций высококипящих топлив. В случае замены пентоборана на гидрид бериллия энергетические характеристики нового топлива мало уступают наиболее высокоэффективному среди криогенных топлив, каковым является фтор с водородом, и в то же время несколько превосходят характеристики кислородно-водородного топлива.
Во второй половине 1960-х годов были проведены расчетно-конструкторские и экспериментальные работы по изучению возможности создания двигателя на топливе "ВПВ и порошкообразный гидрид бериллия". Были получены ценные результаты по организации рабочего процесса в камере сгорания и конструкции системы подачи псевдоожиженного порошкообразного горючего. К сложности освоения гидрида бериллия необходимо отнести его высокую токсичность, а также трудности с организацией процесса горения металлизированного топлива и истечения из сопла двухфазных потоков. В результате научно-исследовательских работ, проведенных в ряде НИИ и ВУЗов, были определены константы горения и оценена полнота сгорания гидрида бериллия.
Исследовалась также возможность создания ЖРД на топливе "ВПВ с керосином". Получаемая в этом случае величина удельного импульса тяги несколько уступала кислородно-керосиновому топливу, но поскольку высококипящая ВПВ имела эксплуатационные преимущества перед криогенным жидким кислородом, ВПВ рассматривалась как перспективный компонент ракетного топлива. В сравнении же с высококипящим топливом типа АТ+НДМГ отмечались не только повышение удельного импульса тяги, но и возможность радикально уменьшить трудности в решении проблемы экологической безопасности.
Общее состояние работ по перекисно-водородной тематике позволило провести проектную разработку ряда ЖРД с высокими реально достижимыми характеристиками. Эти двигатели предназначались для установки в ракеты как военного, так и космического назначения. Часть проектов была доведена до проведения огневых испытаний экспериментальных двигателей. Однако в 1976 г. КБ Энергомаш приступило к разработке кислородно-керосиновых двигателей дня космических ракет "Энергия" и "Зенит", и работы по перекисно-водородной тематике были прекращены.
Подводя итог этому направлению исследований, следует отметить, что был создан основательный научно-технический и конструкторский задел, позволяющий при необходимости создать в сжатые сроки высокоэффективные ЖРД, работающие на ВПВ в качестве окислителя. С тех пор прошло более 30 лет, и сделанный мажорный вывод не соответствует сегодняшней действительности. Ушли на пенсию или из жизни основные разработчики этой тематики, утрачено специальное технологическое оборудование, потеряны кооперационные связи со смежниками, в первую очередь с изготовителями BПB и т.д. Оказался невостребованным мощный пласт научно-технических идей и конструкторских разработок. И все-таки будущим поколениям ракетостроителей, решившим разрабатывать ракеты с перекисно-водородным окислителем, немалую помощь в работе окажут сохраняющиеся в архиве чертежи двигателей и научно-технические отчеты о проведенных работах и полученных результатах