J.F.> Дык, на фото отмечены не сварные швы, насколько я понимаю! Это ребра жесткости, приваренные изнутри, "выпирают" домиками из-за того, что обшиву между ними парусом внутрь вдавило. Вообще, для сведения - листы для корпуса имеют размер по несколько метров в длину и не менее 1-2 м в ширину. Варят как правило длинной стороной вдоль корпуса, короткой в высоту. А на фото расстояние между "дефектами" около 0,5 м, а это стандартная корабельная шпация...
На фото отмечены сварные швы. Почему они так на фотке выпирают - понятия не имею. Когда эти бортовые секции были собраны и сварены, то такой бухтиноватости насколько помню не было. Иначе со сдачей секций у нас были бы проблемы, поднялся бы такой кипеж, набежали бы куча технологов, конструкторов, технологов по сварке. Раком бы всех поставили, а военпреды хрен бы приняли такие секции.
На фотках хорошо видно, можно сказать, мой «автограф». Листовой прокат действительно имеет габарит по длине 6 или 8 метров. В частности здесь обшивка из листа толщиной 6 мм, надеюсь это не военная тайна. Длина такого листа всегда 6 метров. А вот ширина варьируется, но я не помню точно какая тгда была ширина: 1,5 м или 1,6 м. Не это главное, главное, что на завод не привезли широкий металл, а привезли только на 10 см уже. Раскрой же обшивки был сделан на широкий лист. Ну и чё делать? Как вогнать в меньшую ширину широкий габарит? Можно заказать, чтобы привезли широкий металл с металлургического завода, но это надо ждать долгий срок, а корабли надо строить. Остановить работы и ждать широкий металл? На заводе с конструкторами решили расстыковать листы обшивки и сделать их в два раза уже, для тогго, чтобы каждая половинка обшивки влезла на узкий лист. Решено - сделано, плаз расстыковал всю обшивку первого блока бортовых секций и выпустил эскизы на детали. Казалось бы всё, какие проблемы, нарезали и всё? Ан нет. Вся обшивка кораблей на заводе режется на участке "газорезки" на автоматической линии раскроя металла плазмой, машинами с ЧПУ. Сейчас это "Гранаты", а тогда были "Кристаллы". "Кристаллы" же управлялись программами, но не на флэшках, дисках, дискетах как сейчас, а перфолентами. На перфолентах забиты детали для широкого листа. Что делать? Переделывать все программы для такого нестандартного случая? Так это займёт огромное количество времени. Можно нарубить эти детали на гильотине по эскизам и ручной разметке - нет проблем, кроме одной: сумашедшая загрузка участка холодной обработки металла и невозможность всунуть дополнительную работу, т.к. имеется свой график работ и срывать его никто не даст, а участок газорезки останется недозагруженным. В то время, я работал на участке газорезки мастером, управляли да и управляют этими "Кристаллами" и "Гранатами" женщины. На совещании у начальника цеха я и предложил раскроить все детали "Кристаллами" с помощью ручного управления без программ: дёшево, быстро и сердито. "Кристаллы" могут бегать по прямой линии вдоль и поперёк. Так мы с женщинами и нарезали эти расстыкованные обшивки, я тогда 2 или 3 дня не слезал с раскроечных столов, всё лазал по ним с рулеткой и выставлял листы под резак. Поэтому-то на борту в носу "Мудрого" и имеются сии макароны. Через некоторое время я перешёл с газорезки в сборочно-сварочный цех в пролёт, где собирались в основном бортовые и днищевые секции. В один прекрасный день мне в пролёт дали для сборки бортовые секции 1 блока. Каково же мое изумление, когда я увидел свои же макароны. Сборщики тогда удивились, а я им тогда эту историю и рассказал. Ржали все вместе, типа сам нарезал макарон, теперь сам и собирать будешь.
Все эти бортовые секции на стапель после сборки не попали, а собирали их на другом нашем участке в блок-секцию, куда входили ещё кроме бортовых и одна днищевая секция, литьё форштевня, несколько палуб, выгородок и переборка. Только потом блок-секция попала на стапель.
Когда мы сдавали эти бортовые секции ОТК и военпредам, то я что-то не помню таких бухтин.
J.F.> P.S. А то что дефекты прерывистые по длине может говорить о том, что ребра приварены прерывистом швом. Если память не изменяет, такое вполне допустимо в судостроении, когда набор к обшивке варится не сплошь непрерывным швом, а кусочно непрерывным...
В данном случае весь набор приварен полуавтоматической сваркой, а швы сплошные с двух сторон набора, катет шва не помню, много лет прошло.