Некоторые черты нового облика
Однако, 21.02.2011
Михаил Барабанов
Суть начатых в 2008 году в России военных реформ заключается в трансформации Вооруженных сил РФ от традиционной мобилизационной системы к силам постоянной полной боевой готовности. Фундаментальной концептуальной основой военной реформы является переориентация Вооруженных сил РФ «нового облика» на участие главным образом в ограниченных конфликтах.
Вооруженные силы должны быть гибкими, мобильными, постоянно боеготовыми, способными к быстрому реагированию и к задействованию в первую очередь в ограниченных по масштабу конфликтах на территории Российской Федерации и других государств бывшего СССР, а также на прилегающих территориях. Оборона России непосредственно от других великих держав (в первую очередь от США и НАТО) возлагается теперь в основном на стратегические ядерные силы.
Ныне начато осуществление кардинального реформирования Вооруженных сил Российской Федерации и их перехода к «новому облику». Начатые в 2008 году и продолжающиеся в настоящее время военные преобразования стали наиболее кардинальной трансформацией Вооруженных сил страны с момента создания Красной армии после революции 1917 года. Данная проблематика вызывает серьезный интерес в российском обществе, а необычная глубина и радикальность военной реформы вызвали массу крайне противоречивых суждений со стороны общественности, средств массовой информации и самих военнослужащих. Можно даже говорить о расколе общественного мнения России по вопросу об отношении к военной реформе.
Напомним, что основными реформистскими мероприятиями, осуществляемыми с 2008 года в Вооруженных силах России, являются:
• ускорение сокращения численности Вооруженных сил России до 1 млн человек уже к 2012 году;
• сокращение численности офицеров (с 335 тыс. офицерских должностей до 150 тыс. ) и реструктуризация состава офицерского корпуса;
• централизация системы подготовки кадров путем трансформации 65 военных учебных заведений в десять «системных» военных вузов;
• реорганизация и сокращение органов центрального военного управления, включая Министерство обороны и Генеральный штаб, со значительным сокращением роли командований видами Вооруженных сил и родами войск;
• создание вместо прежних традиционных военных округов четыре новых «больших» военных округов, являющихся одновременно Объединенными стратегическими командованиями, в подчинение которых передаются основные группировки всех видов Вооруженных сил и родов войск;
• «огражданивание» и коммерциализация системы обеспечения и обслуживания Вооруженных сил;
• ликвидация кадрированных соединений Сухопутных войск и превращение всех соединений в силы постоянной готовности;
• реорганизация системы резерва и системы подготовки резервистов;
• переход к смешанной системе комплектования Вооруженных сил — с рядовыми-призывниками (призываемыми всего на один год) и старшинами-контрактниками (вместо прежней системы параллельного существования частей, комплектуемых по контракту или по призыву);
• резкое сокращение количества частей и соединений Вооруженных сил, гарнизонов и военных баз;
• перевод Сухопутных войск на бригадную основу с упразднением дивизионного и полкового звена, с последующим переходом бригад на принципиально новую структуру;
• реорганизация Военно-воздушных сил и Противовоздушной обороны с упразднением армий, корпусов, дивизий и авиационных полков и переход на систему авиационных баз и бригад воздушно-космической обороны;
• реорганизация Военно-морского флота.
Предыдущие попытки реформирования Вооруженных сил
Следует отметить, что с момента своего создания в 1992 году Вооруженные силы РФ несколько раз подвергались реформированию — фактически с приходом каждого нового министра обороны РФ планировались и проводились новые реформы. Это связано с тем, что еще при создании Вооруженных сил РФ обозначился ряд фундаментальных проблем, доставшихся в наследство от Советской армии:
1. Армия сохраняла мобилизационную структуру, требующую обязательного мобилизационного развертывания для участия в практически любых формах боевых действий. В результате имелась сложная система мобилизационного развертывания, ориентированная на широкомасштабную войну со странами НАТО в Европе и с Китаем на Дальнем Востоке и в Забайкалье. Мобилизационная система предусматривала мобилизацию в угрожаемый период на военную службу до 5 млн человек в очень сжатые сроки.
2. Отсутствие в Вооруженных силах полностью укомплектованных частей и соединений. Так или иначе, все части и соединения требовали в случае начала боевых действий (даже локальных) их доукомплектования личным составом. При этом основу Сухопутных войск составляли части и соединения сокращенного состава (то есть укомплектованные на 50% личным составом), а также части и соединения «кадр» — кадрированные (то есть укомплектованные на 10—20
.
3. Из-за сложной мобилизационной схемы вся система военного управления была ориентирована не столько на управление войсками, сколько на обеспечение мобилизационного развертывания. Учитывая, что 70—80% частей и соединений были кадрированными или сокращенного состава, получалось, что над ними нависала огромная надстройка штабов различных уровней.
4. Огромное количество различных штатов подразделений и частей. Такая ситуация была во многом обусловлена тем, что оборонно-промышленный комплекс СССР производил большое количество разнообразного вооружения и военной техники, образцы которого дублировали друг друга. К тому же даже мощный оборонно-промышленный комплекс, который был создан в СССР, не мог обеспечить новейшим вооружением огромное количество частей и соединений Советской армии. Поэтому сохранялись и устаревшие образцы вооружения и военной техники.
5. Из-за большого количества разнообразного вооружения и военной техники, а также из-за ориентированности Вооруженных сил на мобилизацию, армия была вынуждена хранить огромное количество различных запасов материальных средств, а также вооружения и военной техники. Обеспечение этого хранения поглощало значительную часть личного состава (более 30%).
Эти структурные проблемы, характерные для облика мобилизационной армии, стали особенно острыми в связи с тем, что уже на закате перестройки, а тем более в постсоветский период, выявилась политическая невозможность осуществления мобилизационных мероприятий для участия во внутренних или локальных конфликтах. Именно это и стало главным кризисным моментом для Советской и Российской армии с конца восьмидесятых годов, поскольку вся структура армии была заточена на мобилизационное развертывание. Когда такое развертывание оказалось невозможным, получилась ситуация, когда в армии, при большой номинальной численности, боеготовых частей нет и в охвативших территорию бывшего СССР (а затем и самой РФ) конфликтах «воевать некому».
Выходом из этого положения уже в начале девяностых годов виделось создание частей постоянной готовности со 100-процентной укомплектованностью в мирное время, способных к немедленному задействованию в конфликтах. Поэтому уже в первом проекте реформирования в то время министр обороны РФ П. С. Грачев и Генеральный штаб выступили с предложением о создании так называемых Мобильных сил. Мобильные силы должны состоять из нескольких отдельных мотострелковых бригад, укомплектованных по штату военного времени (на 95—100% личным составом, вооружением и военной техникой). Также планировался постепенный переход от армии, комплектуемой призывниками, к армии, комплектуемой по смешанному принципу, когда бы в ней проходили службу военнослужащие и по призыву, и по контракту. А в дальнейшем намечалось полностью отказаться от призыва и перейти на контрактный способ комплектования.
Но реалии тогдашней экономической и политической ситуации в стране не позволили реализовать такие далеко идущие планы. Вместо планировавшихся для Мобильных сил пяти отдельных мотострелковых бригад в 1993 году были созданы только три бригады.
Поэтому в условиях начавшейся в 1994 году первой чеченской войны, когда потребовалось создать группировку для ведения боевых действий, командование, не располагая боеготовыми частями и не имея возможности осуществить мобилизацию, выходило из положения, организуя сводные части, комплектуя одни части за счет других, привлекая части и соединения со всех военных округов и доукомплектовывая их личным составом с баз хранения и складов и т. п. Все это, по сути, вело к раздергиванию армии.
По окончании первой чеченской войны в 1996 году начался новый этап реформирования, целью которого должно было стать исправление ошибок и недостатков, которые выявила война в Чечне. Первым шагом по инициативе нового министра обороны И. С. Родионова тогда стало снова создание сил постоянной готовности — полностью укомплектованных частей и соединений и с однотипными штатами. Фактически осуществлял эту реформу в качестве министра обороны уже генерал армии (с 1997 года первый и единственный пока маршал Российской Федерации) И. Д. Сергеев.
В ходе соответствующей реорганизации и перехода Вооруженных сил на новые штаты в 1997—1998 гг. в каждой дивизии было развернуто по одному полку до штата военного времени, переведены на штат военного времени отдельные мотострелковые бригады и ряд частей боевого обеспечения, а также все дивизии и бригады Воздушно-десантных войск. Также некоторые части и соединения сокращенного состава и «кадра» были расформированы, а их личный состав был обращен на увеличение численности личного состава в частях и соединениях постоянной готовности. На основе частей «кадра» были созданы базы хранения вооружения и военной техники (БХВТ), личного состава в них стало гораздо меньше, чем в частях сокращенного состава. Кроме того, произошло укрепление баз хранения вооружения и военной техники. Были созданы центральные базы резерва (ЦБР), которые хранили вооружение и военную технику по специализации.
Но все же эти реформы так и не смогли избавить Вооруженные силы РФ от основных проблем. Осталось мобилизационное развертывание, система управления сохранилась такой же, как и была (Генеральный штаб — военный округ — армия — дивизия или бригада). Несмотря на то, что в составе Вооруженных сил РФ наконец появились полностью развернутые части, все же большое количество частей и соединений остались в сокращенном штате, либо в штате БХВТ, или кадрированными. В составе Вооруженных сил РФ так и осталось большое количество складов с различным имуществом, которым по-прежнему требовался личный состав для хранения и освежения запасов.
При этом численный и организационный состав Сухопутных войск РФ после сокращений и реорганизаций 1997—1999 гг. стабилизировался и оставался относительно неизменным почти десятилетие — до начала реформ 2008 года.
Проверкой эффективности мероприятий реформирования в эпоху Родионова и Сергеева стала начавшаяся в 1999 году вторая война в Чечне. Основу группировки федеральных сил в 1999 году составили войсковые части и соединения постоянной готовности, а также части и подразделения из состава Воздушно-десантных войск. Однако встала проблема восполнения потерь частей постоянной готовности. Поэтому из состава частей постоянной готовности в состав новой объединенной группировки войск выделялось лишь по одной батальонной тактической группе, в составе усиленных танковыми, артиллерийскими, инженерными подразделениями мотострелковых батальонов, а за счет оставшихся в пунктах постоянной дислокации остальных подразделений данных соединений восполнялись потери воевавших в Чечне подразделений. Затем к восполнению потерь были привлечены и части и соединения сокращенного состава, а также БХВТ, ЦБР, кадрированные части и соединения.
Результаты боевых действий во второй чеченской войне показали, что проведенные изменения плодотворно сказались на Вооруженных силах. Но как показал опыт боевых действий, замещение выбывших из строя военнослужащих военнослужащими другой части привело к тому, что части, из которых забирали военнослужащих на восполнение боевых потерь, оказывались ослабленными.
В 2003 году при министре обороны РФ С. Б. Иванове, ставшем первым в нашей стране за длительное время невоенным руководителем оборонного ведомства, был предложен новый план реформирования Вооруженных сил РФ, по своему замыслу повторявший те предложения, которые были выдвинуты еще в 1993 году при П. С. Грачеве. Планировалось все части и соединения постоянной готовности перевести на контрактный способ комплектования. Остальные же части и соединения, базы хранения, центральные базы резерва, а также военные учреждения комплектовать военнослужащими по призыву. Но при этом система мобилизационного развертывания так и оставалась без изменений. Программа же полного перевода частей постоянной готовности на контракт была сорвана из-за нехватки ресурсов.
«Сердюковская» реформа Вооруженных сил
Когда в феврале 2007 года министром обороны РФ был назначен подчеркнуто штатский А. Э. Сердюков, Вооруженные силы РФ находились в сложном положении. С одной стороны, военные реформы шли непрерывно начиная с 1992 года, и были достигнуты определенные положительные результаты. Но при этом ни одна реформа так и не была доведена до логического завершения, все основные проблемы, которые остались от Советской армии, так и не были решены, а помимо них добавились еще и новые в лице невыполненной программы по контрактному комплектованию. Сегодня уже очевидно, что Э. А. Сердюков был выдвинут высшим руководством России на эту должность специально для осуществления кардинальной военной реформы как лицо не связанное с традиционным военным истеблишментом и представляющее принципиально новый для российской военной системы «менеджерский подход» к организации Вооруженных сил.
Ускорению реформистских мероприятий в Вооруженных силах РФ способствовала произошедшая в августе 2008 года пятидневная война с Грузией. Хотя Российская армия смогла быстро сокрушить сопротивление вооруженных сил Грузии, обратив их в бегство, однако, как совершенно ясно, опыт применения Российских Вооруженных сил в конфликте был сочтен военно-политическим руководством России в целом достаточно противоречивым. Поэтому уже в конце августа 2008 года были приняты не оглашавшиеся тогда директивные решения Президента и Правительства РФ об осуществлении нового этапа радикальной военной реформы, имеющего целью ускоренное приведение Вооруженных сил РФ к «новому облику», ориентированному именно прежде всего на участие в локальных конфликтах на территории бывшего СССР. Открыто о начале реализации мероприятий по коренному реформированию российской военной системы было объявлено министром обороны РФ 14 октября 2008 года по завершении коллегии Министерства обороны.
Наличие частей постоянной готовности при одновременном сохранении основной массы «традиционной» мобилизационной армии порождало проблему существования, по сути, двух параллельных армий, причем в условиях нехватки ресурсов. Поэтому вопросом времени было, когда российское руководство решится на отмену традиционной мобилизационной армии и оставит только силы постоянной готовности. Именно в этом, по сути, и состоял замысел реформы 2008 года. Было решено, что теперь Вооруженные силы РФ должны переориентироваться с задачи участия в масштабной войне с несколькими противниками на возможное участие в локальных конфликтах на границах России, на территории стран СНГ и ближнего зарубежья (наподобие обеих чеченских войн, пятидневной войны с Грузией и т. д. ). В связи с переоценкой вероятности участия в крупномасштабной войне было решено отказаться и от мобилизационной системы, которая в своем существовавшем виде являлась анахронизмом, доставшимся в наследие от Советской армии.
Тем не менее необходимость сохранения резервной компоненты привела к поиску ряда решений, включая формирование баз хранения и ремонта вооружения и военной техники (БХиРВТ) бригадного состава, а также планов формирования в случае мобилизации частей на основе территориальных учебных центров и военных учебных заведений и формирования территориальных резервных частей.
Система управления Вооруженными силами, по замыслу, должна быть упрощена, ликвидированы промежуточные звенья управления. В первую очередь сокращаются те системы управления, которые отвечали за мобилизационное развертывание. В связи с отказом от участия в масштабных боевых действиях и переориентацией на участие в локальных конфликтах было решено отказаться от громоздких структур дивизий и полков, а создать более мобильные структуры в виде отдельных бригад. Бригады намечалось создавать на основе уже существующих частей и соединений постоянной боевой готовности, доукомплектовывая их за счет расформирования частей и соединений сокращенного состава, кадрированных частей и соединений, а также БХВТ. После формирования новых бригад и изменения в системе управления Вооруженных сил РФ система управления должна была состоять из трех звеньев «Генеральный штаб — Региональное командование — бригада». За счет развертывания новых бригад их количество значительно превышало количество ранее существующих частей и соединений постоянной боевой готовности.
По итогам пятидневной войны 2008 года Министерство обороны РФ пришло к выводу, что части и соединения постоянной готовности недостаточно быстро выходят по тревоге. Поэтому было решено, что норматив подъема по тревоге мотострелковой бригады и ее выхода должен составить один час.
В условиях, когда программа набора контрактников и так не выполнялась даже для не слишком многочисленных «старых» частей постоянной готовности», а теперь уже и вся армия становилась «силами постоянной готовности», Министерство обороны приняло решение отказаться от частей и соединений, полностью укомплектованных военнослужащими по контракту. Часть контрактников решено было уволить, а часть распределить между войсками на сержантские и старшинские должности. Бригады «нового облика» должны комплектоваться военнослужащими срочной службы на должностях рядового состава, а военнослужащими по контракту на должностях сержантского состава (старшинами). Также решено было отказаться от такой категории военнослужащих, как прапорщики. Переформирование на новые штаты подразделений и бригад, сокращение штатов штабов, а также расформирование кадрированных частей и соединений привели к резкому сокращению численности и офицеров. Министерство обороны РФ решило проблему радикально, приняв решение уволить «лишних» офицеров по различным статьям.
Переход сухопутных войск к «новому облику» и бригадной структуре организации был произведен в чрезвычайно сжатые сроки — уже к 1 декабря 2009 года. В 2010 году начали претворяться в жизнь планы по изменению военно-административного деления и оперативной подчиненности войск (сил) Вооруженных сил РФ. Первоначально решено было отказаться от промежуточных единиц управления и перейти сразу к системе «Генеральный штаб — Оперативное командование — бригада», но проведенные командно-штабные учения показали, что без штабов и управлений армий не обойтись. Поэтому оперативные командования так и не формировались, а были сохранены управления армий, и в 2010 году сформированы штабы еще трех армий, что довело их количество до десяти.
Согласно указу Президента РФ от 20 сентября 2010 года было изменено военно-административное деление России — упразднены все шесть существовавших военных округов и взамен их сформированы четыре укрупненных военных округа (Объединенных стратегических командования): Западный, Южный, Центральный и Восточный, причем под управление новых округов передаются также силы ВВС и ПВО и флоты. Можно ожидать, что в 2011 году Главкоматы родов и видов войск будут сокращены до управлений с последующей передачей этих управлений в состав центрального аппарата Министерства обороны.
Некоторые промежуточные количественные итоги реформирования Сухопутных войск России
До начала перехода на «новый облик» на 2008 год в составе Сухопутных войск РФ (без Воздушно-десантных войск) находились 24 дивизии (три танковые, 16 мотострелковые и пять пулеметно-артиллерийские) и 12 отдельных мотострелковых и стрелковых бригад плюс две военные базы дивизионного состава (в Армении и Таджикистане). Реально из этих 24 дивизий и двух военных баз более или менее полностью развернутыми по личному составу были лишь пять мотострелковых дивизий и 201-я военная база в Таджикистане. Фактически лишь 13% частей Сухопутных войск относилось к частям постоянной готовности.
В течение 2009 года 23 дивизии были расформированы, а взамен к 1 декабря 2009 года были созданы 40 развернутых бригад и военных баз бригадного состава — четыре танковые бригады, 35 мотострелковых бригад и одна бригада прикрытия (по сути, укрепрайон). Из соединений дивизионного уровня в 2009 году были сохранены только два (двухполкового состава) — 18-я пулеметно-артиллерийская дивизия на Южных Курилах и 201-я военная база в Таджикистане. При этом все четыре новые танковые бригады были сформированы на основе танковых дивизий. Из 35 мотострелковых бригад десять являлись бригадами, существовавшими до 2008 года, 21 была сформирована на основе мотострелковых дивизий, а еще четыре развернуты из баз хранения.
Всего на начало 2010 года в ходе реформирования было создано 85 бригад всех типов (включая восемь ракетных, девять артиллерийских, четыре ракетно-артиллерийские, девять зенитных ракетных, одну инженерную, и др. ). Однако в дальнейшем в конце 2009 года и в 2010 году происходило дальнейшее изменение количества уже сформированных бригад. Так, 102-я военная база в Армении, первоначально сформированная как двухбригадного состава, в итоге стала однобригадной. В базу однобригадного состава была переформирована и 201-я военная база в Таджикистане. Две отдельные мотострелковые и одна артиллерийская бригады были расформированы на Дальнем Востоке. В 2011 году в мотострелковую бригаду решено переформировать и последнюю остающуюся 18-ю пулеметно-артиллерийскую дивизию.
Особое положение сохраняют в Сухопутных войсках три десантно-штурмовые бригады (причем их число планировалось увеличить) и семь бригад спецназа. В качестве экспериментального соединения в Моздоке на Северном Кавказе была создана разведывательная бригада, а затем в разведывательную бригаду переформирована также одна из двух горных мотострелковых бригад. В ходе переформирования шести военных округов в четыре новых округа имели место дополнительные изменения количества бригад. При этом в 2010 году сообщалось о планах формирования дополнительно еще шести мотострелковых бригад, а также минимум одной инженерной и одной зенитной ракетной бригады.
В качестве резервных частей были созданы 15 БХиРВТ бригадного состава, а также целый ряд территориальных формирований. Вместе с тем вопрос адекватности и достаточности резервных формирований и в целом системы мобилизации и пополнения остается одним из наиболее спорных моментов нынешнего реформирования.
Сама бригадная реорганизация Сухопутных войск России разбита на два этапа. На первом этапе, в основном завершенном к 1 декабря 2009 года, были сформированы новые бригады по достаточно компромиссным штатам на основе имеющегося вооружения и боевой техники. В дальнейшем к 2015 году намечается осуществить реорганизацию ныне сформированных бригад в бригады трех типов по новым штатам — «тяжелые», «средние» и «легкие». «Тяжелая» бригада должна являться основным соединением Сухопутных войск постоянной готовности и оснащаться гусеничной техникой. «Средняя» («мобильная») бригада должна оснащаться полностью колесной бронетехникой и служить средством быстрого реагирования. «Легкая» бригада должна быть высокомобильным соединением и передвигаться на легких бронированных машинах. Испытания штатов экспериментальных бригад были начаты в 2010 году.
Данная статья представляет собой краткое изложение одной из частей выпущенного Центром анализа стратегий и технологий сборника материалов «Новая армия России». В статьях сборника содержится характеристика реформирования Сухопутных войск Российской Федерации, реформирования и современного состояния Воздушно-десантных войск, Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны, Военно-морского флота России. В других материалах сборника вопросы военного реформирования и военного строительства в Российской Федерации рассматриваются в связи с основными положениями новой Военной доктрины России, утвержденной в феврале 2010 года, а также в контексте современного мирового опыта военного реформирования.
(Михаил Барабанов - главный редактор Moscow Defence Brief)