Фигурант>> 1) Конструктивно, боковая РУС стала возможна благодаря прогрессу ЭДСУ и прочих систем управления.
101> Совершенно верно.
Спасибо что отреагировал, приятно что отозвался хотя бы один чел в теме.
Фигурант>> Если фидбэк на первых Ф-16 был еще дубовым, и можно было дискутировать о преимуществах этого аспекта по сравнению с центральной, то сегодня это уже не фактор.
101> Это не совсем так.
Ну я не знаю почему не совсем так, ЭДСУ конечно ЭДСУ рознь, и респонсивность итд у последних Ф-16 и серийного Су-27 может отличатся не в лучшую сторону для последнего, я не знаю, так что обсуждать не буду. Но если хотите поконкретизировать, был бы благодарен.
101> Мягко говоря, это не имеет отношения к действительности, т.к. никто не в трезвом уме заставлять пилота лишний раз крутить башкой, особенно вниз.
Вы потом прочитали мое разьяснение по сабжу, так что комментировать не буду. Есс-но, увеличенный центральный HEAD DOWN дисплей это не крутить башкой вниз, а совсем наоборот (смотреть строго вперед).
101> А если говорить по сути, то есть ряд правил, по которым комплексуется информационное поле кабины самолета. Правила не формализованы и до сих пор передаются из уст в уста.
Конечно они у НАС не формализованы
А у тупых белых людей они даже обьект научных статей. Но формализованы конечно по конкретному борту и применению, а не просто так сфероконно-теоретически.
Фигурант>> 3) Концепция HOTAS лучше, по ряду психофизических причин, реализуется на боковых РУС.
101> По ряду каких причин?
Я же обьяснил. И никто нигде не говорил что ХОТАС с центральной РУС не получается, или получается плохо.
Фигурант>> 4) Лучший обзор и управляемость при перегрузках, у летчика лучше условия физически выдерживать перегрузку
101> Чтобы лучше держать перегрузку нужно сократить вертикальную проекцию спины между головным мозгом и сердцем. ...руки перестают доставать до РУС в даче от себя и развивать нужное усилие, а также получать обратную связь. И сайд-стик здесь просто единственное решение в типоразмере такого самолета как F-16. И ничего более, кроме этого.
Ну спасибо, вы просто подтвердили что я говорил (или что вы думали означала моя фраза?). Правда я сидалищем чую, что фраза о "типоразмере" самолета тут от лукавого, потому что типоразмер летчика и кокпита разительно от истребителя к истребителю мало меняется (кроме может быть в Северной Кореее
). Или вы имеете в виду Аэробусы?
101> Привыкают больше не к сайдстику, а к настройкам ЭДСУ. Т.к. F-16 статически неустойчив...
Извините, речь шла о РУС, я говорил о РУС, а не о настройках ЭДСУ. Если уж на то пошло, то это несостоятельный аргумент, потому что все современные истребители - с ЭДСУ и статически неустойчивы. Я же просто говорил что к боковой РУС привыкают легко, а отвыкают со скрипом, потому что после нее многие воспринимают центральную РУС как неудобство. Есс-но, это касается только современных И(Б), а не транспортников, бомберов, пассажирских лайнеров итд. Там совершенно логически может быть и наоборот.
Фигурант>> 6) Выяснилось, что поколение мышки и клавиатуры чисто интуитивно лучше приспосабливается к боковой РУС.
101> Как выяснилось, приспосабливается лучше тот, кто хочет приспособиться. А поколение мышек обычно доходяги.
Ну я не знаю, но мне кажется что мы тут все - поколение мышки. Я еще помню как появился первый Макинтош от Эппл с этой фичей
Я же не говорил о поколении Плейстейшн и фейсбукистов - вот что этим понравится - страшно подумать
101> Ну это просто глупость и незнание сути вопроса. Ты хоть в курсе какие варианты кабины рассматривали для того же Т-50? Как бы я скептически не относился ко всему этому, но слов из песни не выкинешь и работа была проделана.
Я утрировал конечно, но факт - СЕГОДНЯ, а не лет 15/20 назад, надо именно обьяснять почему современному истребителю нужна именно центральная РУС, а не наоборот. В ряде случаев это может быть оправдано. В случае с Т-50 имхо не оправдано. Да и в случае с Су-35 тоже. То что выбрали именно классический вариант, хотя работа была проделана, не означает что он будет неподходящий, но это симптоматично. Сами же говорили что скептически смотрели на все это (кстати, почему именно?).
Фигурант>> Или, если более серьезно, также как с универсальными подвесными контейнерами ЦУ.
101> Неужели бывают универсальные подвесные контейнеры?
Это я просто упрощенно и коряво хотел сказать - контейнеры не под один тип ЛА имеются в виду.
Фигурант>> Центральная РУС де факто делит кокпит на две половинки.
101> И это ДОБРО! Т.к. имеет структурированное информационное поле и глазу легче зацепиться за нужный кусок экрана.
А вот тут позволь уличить тебя именно в пресловутой упрямости мышления
Это не ДОБРО само по себе, так как структурировать информационное поле можно даже и со сплошным экраном. Произвольно, под задачу. А иногда полезнее иметь именно большой центральный экран перед собой и малые по сторонам итд. Т.е. тут у тебя де факто уже заданная структура, которая ты изменить не можешь, так как:
Фигурант>> Боковая РУС позволяет увеличит центральный и/или увеличить боковые МФД до невозможных с центральной РУС размеров и отказатся от центрального или вообще сделать сплошной экран.
101> Изображение в котором потом будут искусственно делить на части.
...тут он будет делится так как
нужно, а не единственно так как
можно. Т.е. открывается более широкий простор для фантазии итд.
101> Про вестибулярный аппарат можно забыть, когда приходится резко маневрировать.
Ну тут ты загнул сильно, признай.
101> Это и было признано глюком ручки, что для ее эффективного 100% задействования нужно выдерживать некоторые позы. И зажимать руку в некоторой позиции, тогда кисть войдет в силу.
Это не глюк ручки, а глюк недостаточно продвинутой ЭДСУ, и именно эргономики. Макродвижения при перегрузках именно нежелательны, мозг и вестибулярный аппарат справляются с ними хуже.
101> Т.к. существую довольно таки жесткие требования военных по эргономике, то, начиная с МиГ-29 этому вопрос уделено очень большое внимание. По уровню комплексности нагружения всех физиологических каналов получения информации МиГу не было равных, а может и нет равных.
Я не знаю что такое требования наших военных к эргономике, но кажется что она где-то недалеко от требований военных к классической музыке
При этом я не из числа тех, которые считают что кабина МиГ-29 и отечественных ЛА вообще менее продумана чем их западные аналоги, или инфоотражение итд менее интутивно воспринимается (а даже наоборот, сравним кокпит F-15С и мигарь - что бы не говорили американцы, мигарь гораздо умнее скомпонован). Но есть прописные истины, которые пока еще игнорируются (по разным причинам, прежде всего - производственным).
101> Не знаю как у сухих, но насколько слышал, позже вопросы компоновки информационного поля кабины истребителя отдали в институт авиакосмической медицины, где придумали некую универсальную методику что да как в кабине делать.
Там не универсальную методику разрабатывали, а свод рекомендаций под конкретный тип ЛА. При этом это не значит, что все учли и/или учитывают. Тот же институт, в паре с ИБМП и еще серией профильных контор, выдала же уже сравнительно давно целый опус о эргономике ЛА и систем управления. В том числе и рекомендовал отойти от таких отечественных традиций как окраска кокпита нашим фирменным голубым цветом. Ну и что? Красить "как красиво" перестали?
101> Ну а для тех, кто вообще у нас плаг энд плей сообщаю, что в отличии от Эрбаса Боинг упрямо ставит на свои самолеты штурвальные стойки. Думаете от ностальгии?
Тут именно налицо правильный подход - центральный штурвал имхо на этом классе самолетов с тандемной кабиной вполне обоснован. Для всех плаг энд плей можно тоже напомнить старое изречение пилотов, что мол Боинги это самолет для пилота, а Эрбас - для инженера
Утрируя и перефразируя, можно сказать что Ф-16 это самолет для летчика, Ф-15 для инженера, а МиГ-29 - для промышленности