Ckona> Выезд на полигон приближается...
Удачно !
Отчет
о запуске двухступенчатой водяной ракеты «Пеликан»
от 23.09.2011 г.
С целью смещения траектории и зоны падения спутника UARS,
а также для испытаний заправочной станции,
состоялся запуск доработанной водяной ракеты «Пеликан».
По счету это второй запуск.
Условия запуска:
ясное утро, высота Солнца 20 градусов, ветер 1-3 м/с.
Особенности запуска.
При подготовке запуска для первой ступени был изготовлен новый четырехлитровый «топливный отсек» с жестким двойным торцом, полностью перебран механизм разделения ступеней, а также изготовлен транспортный ящик.
Вторая ступень доработкам не подвергалась.
С целью упрощения процедуры заряжания сжатым воздухом - были подготовлены три баллона: 70-литровый с давлением 4 ати, газовый 12-литровый с давлением 9,5 ати, а также 6-литровый углекислотный.
Автомобильные компрессоры не использовались.
Разворачивание стартового комплекса прошло без замечаний, поскольку ранее уже отрабатывалось.
При заправке обнаружилась негерметичность обратного клапана, некоторое количество пенообразователя попало в нижнюю (первую) ступень.
Это вызвало вспенивание и попадание жидкости в полость поршня.
Получился хороший индикатор утечек – до давления 2,5 ати травил поршень сдергивания затвора, потом его разжало и утечка прекратилась.
Большим баллоном давление доведено до 3-х атмосфер, далее использовался 12-литровый баллон.
Стартовое давление составило 5 атмосфер.
Заправка первой ступени – 4 литра, второй ступени – 0,8 литра.
Разгон и полет ракеты.
Ракета разгонялась:
по разгонной трубке 0,28 метра до воздушных отверстий за 0,16 с,
до конца разгонной трубки 0,22 метра еще за 0,06 с,
далее на реактивной тяге еще 0,4 с.
Ускорение при движении по разгонной трубке составило 2,3G, скорость в момент схода – 4,9 м/с.
Скорость по завершении разгона составила 32…34 м/с.
Разгон и полет первой ступени происходил прямолинейно под углом 10 градусов к вертикали. Связка ступеней поднялась до высоты примерно 50 метров.
Через 1,6 с после старта появилось облачко остатков топлива первой ступени, свидетельствующее о полном сбросе давления.
В момент достижения апогея разделения ступеней не произошло. На протяжении четвертой секунды полета ракета падала, сохраняя вертикальную ориентацию.
Разделение ступеней произошло спустя 0,8 секунды после прохождения апогея и через 2,1 секунды после сброса давления в первой ступени.
Полет второй ступени происходил вверх и сопровождался изломом траектории спустя 0,5 секунды после разделения. Пройдя апогей по дуге, вторая ступень выбросила парашют и совершила мягкую посадку спустя 20 секунд после запуска.
Парашют разгонной ступени раскрылся полностью за 10-15 метров от земли, что обеспечило разворот ступени в момент удара в горизонтальное положение. Повреждения отсутствуют, ступень готова к последующим запускам.
Итоги испытаний.
И1.
Заряжание из баллонов показало себя с самой лучшей стороны. Шланги не нагреваются, скорость подачи воздуха легко регулируется вентилями, оператор фактически отдыхает.
И2.
Зафиксирована недопустимая задержка в срабатывании механизма разделения ступеней.
И3.
Прямолинейный разгон первой ступенью свидетельствует об увеличенной жесткости силового торца топливного бака. Усиление торца устранило изгиб и связанное с ним отклонение вектора тяги.
И4.
Отмечен загадочный излом траектории второй ступени.
Выводы.
В1.
Продолжать испытания. Обеспечить наблюдение с разных сторон и съемку несколькими видеокамерами.
В2.
Задержка в разделении ступеней обусловлена неправильной конструкцией механизма разделения. Ошибок две: отбор давления из коллектора, где сходятся магистрали от боковушек, а также возможность попадания воды в полость цилиндра. Конструкция подлежит переработке.
В3.
Проверить вторую ступень на аэродинамическую стабильность путем автономного наземного запуска.
Все подробности подготовки и запуск отражены на видео:
Видеоролик 46 мБ:
http://ckona.rocketworkshop.net/Videos/PelikanLaunch23-09-2011.mpg