Еще более интересное и информативное интервью А.В. Буриличева на FLOT.com!
"Вице-адмирал Буриличев: "Использование "Консула" только в военных целях нерационально!"
"Церемония подписания приемного акта автономного глубоководного аппарата АС-39 "Консул" состоялась 9 сентября в зале заседаний заводоуправления "Адмиралтейских верфей" в торжественной обстановке. По ее окончанию начальник Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны Российской Федерации Герой России вице-адмирал Алексей Витальевич Буриличева ответил на вопросы корреспондента Центрального Военно-Морского Портала.
– Алексей Витальевич, расскажите о возможности применения подводных аппаратов в народно-хозяйственных целях. Артур Чилингаров недавно заявил, что "мы создадим технику для погружения в Мариинскую впадину". Насколько это выполнимо?
– Как известно, Артур Николаевич – очень креативная личность и всегда готов покорять хоть Марианскую впадину, хоть Эверест. А если серьезно, то надо четко понимать, что все создается для чего-то. Эти аппараты – инструменты для решения конкретных определенных задач. Другое дело, если мы хотим просто поставить рекорд и создать технику для покорения Марианской впадины. Я думаю, это уже не нужно. Жак Пикар все сделал и впадину покорил. Надо думать о практическом применении столь сложной техники. Если у России есть интересы в Марианской впадине, то, наверное, стоит работать в этом направлении. Все технологические проблемы при создании такой глубоководной техники на современном этапе решаемы. Аппараты "Русь" и "Консул", которые построены по заказу Военно-морского флота, найдут себе работу. В том числе и в Тихом океане. Там находятся залежи железо-марганцевых конкреций, где работают наши геологи, участок международного дна, закрепленный за Российской Федерацией и перешедший к нам от Советского Союза, глубины порядка 5500-6000 метров. Именно эти аппараты и подходят для этих работ. Не исключаю, что могут быть и какие-то другие работы.
– В частности, на хребте Ломоносова?
– И там тоже. Глубины в районе хребта чуть меньше – около 4000 метров. Помимо этого, мы можем применять подобные аппараты и для инспекции трубопроводов, например, "Южного потока". Если на Балтике в районе трубопровода "Северный поток" – небольшие глубины, и аппарат с таким запасом по глубине погружения не нужен, то "Южный поток" в Черном море располагается на глубинах до 2-2,5 тысяч метров, а это уже работа для нас. Можно только радоваться, что в стране имеется техника, перед которой можно ставить столь сложные задачи, и они будут решаться. Когда такой техники нет, остается или просить ее на стороне, или просто мечтать.
– Когда будет готов корабль?
– Если Вы имеете в виду НИС "Селигер", то его швартовые испытания начинаются в конце сентября, в ноябре – заводские ходовые и частично государственные испытания. Но "Селигер" не предназначен для обеспечения базирования аппаратов "Русь" и "Консул". Для них строится судно "Янтарь". Оно в 5 раз больше "Селигера" и будет использоваться в качестве штатного носителя. По плану вступит в строй в 2013 году.
– Как до этого времени будет использоваться "Консул"?
– Весьма активно, но не со штатных, а с других, дооборудованных для его применения судов.
– Вы совершали на "Консуле" первое погружение на 3130 метров. Ваши личные ощущения?
– Для меня это не первое погружение на большую глубину, в том числе на аппаратах постройки "Адмиралтейских верфей". Однако "Консул" – аппарат особенный, имеет маленький объем – диаметр сферы всего 2 метра. В остальном ничего необычного.
– Надежность аппарата не вызывает сомнений?
– Если не надежно, то зачем так рисковать. Мы не безумцы, у меня есть семья, и мне не хочется непредвиденных случайностей. Глубоководный флот страны на 90% построен на "Адмиралтейских верфях". В походе и испытаниях участвовали люди, через руки которых прошли практически все глубоководные аппараты. Леонид Павлович Лазута – ответственный сдатчик и другие, кто здесь присутствует. При погружении тревога всегда присутствует. Сами понимаете, глубоководные испытания – это шаг в неизвестность, поэтому мы серьезно готовились, проверяли технику, а не бросались очертя голову в океан. Можно сказать с полной уверенностью, что адмиралтейцы строят надежную технику.
– Хотели бы Вы, чтобы эта тематика была продолжена на "Адмиралтейских верфях"?
– Конечно! В том, что адмиралтейцы способны строить качественно и надежно, у меня сомнений не возникает. Думаю, конкурентов у завода нет. Если только "Севмаш", но для него эта тематика не совсем типичная.
– Принятие в эксплуатацию аппарата такого класса – это действительно победа мирового уровня, и мы готовы писать о подобного рода достижениях так часто, как они будут происходить.
– Спасибо! Я считаю, что наши достижения в глубоководной технике не должны быть сокрыты под тенью секретности, а наши аппараты должны активно использоваться, если сказать по-старому, в народном хозяйстве. Иначе это нерациональная трата ресурсов. В этом нас поддерживают и Министерство обороны, и Генеральный штаб. Запросы, которые приходят от сторонних организаций (Академии Наук, геологов), мы всегда с удовольствием принимаем, идем навстречу и предоставляем свои возможности. Речь идет о различного рода глубоководных аппаратах – и обитаемых, и необитаемых, в том числе со спецэнергетикой для выполнения возникающих задач. Такой опыт есть, и я считаю, чем его будет больше, тем лучше.
– Стоит ли ждать в ближайшее время публикации каких-либо материалов по работе глубоководников?
– Да. В одном из издательств готовится к печати книга под редакцией Н.Н.Спасского, посвященная деятельности глубоководников."
зы Большое спасибо корреспонденту FLOT.com за правильные вопросы!