Дирижабль на военной службе?
Мысль, вынесенную в заголовок, наверно, пока трудно воспринять без знака сомнения... Во-первых, дирижабль для большинства людей не более чем воспоминание, почерпнутое из книг, кинофильмов. Во-вторых, до экзотики ли нашей армии, испытывающей ныне немалые трудности в поддержании на должном уровне имеющейся техники?..
А между тем дирижабль из довольно далекого прошлого начал медленно, но, кажется, верно перемещаться в реальную действительность. Став на какое-то время реликвией под натиском скоростной маневренной авиации, он, как оказалось, не ушел в прошлое. Интерес к проектированию, производству и эксплуатации дирижаблей определился в ряде стран. Высказываются утверждения о том, что в третьем тысячелетии дирижабли могут стать одним из основных видов транспорта. Их выгодно отличают малая потребная энергетика и высокая экологичность, небольшая материалоемкость и низкие удельные эксплуатационные расходы, возможность решать уникальные задачи по исследованию и контролю окружающей среды, транспортировке на дальние расстояния крупногабаритных грузов: по существу “от двери до двери”, поскольку в специально оборудованных посадочных площадках дирижабль не нуждается.
О дирижаблестроении уже не только дискутируют. Летательные аппараты легче воздуха курсируют сегодня в небе Северной и Южной Америки, Европы и Австралии, Африки и Азии. В США их создание получило солидную научную и производственную основу. Государственную поддержку проектированию и строительству дирижаблей оказывают Германия, Англия, Китай, Голландия, Израиль.
Не осталась в стороне и Россия. Научно-производственная фирма “Аэростатика” совместно с МАИ разработала и в 1994 году испытала на подмосковном военном аэродроме в Кубинке первый аэростатический летательный аппарат малого объема ДПД-01. Он может функционировать в трех режимах: как одноместный пилотируемый дирижабль с полезной нагрузкой 50-70 кг, как дистанционно управляемый беспилотный и, наконец, как привязной аэростат с более высокой полезной нагрузкой.
В 1995 году на аэродроме ЛИИ в Жуковском поднялся в воздух дирижабль “Аэростатика-02”, вдвое превышающий своего предшественника по объему и мощности, Он демонстрировался на Московском международном аэрокосмическом салоне МАКС-95. Аппарат по ряду летно-технических параметров превосходит зарубежные аналоги воздухоплавательной техники.
Полным ходом идет работа над проектом 8-местного 46-метрового многофункционального дирижабля полужесткой схемы “А-300”. В более отдаленных планах МАИ и “Аэростатики” - создание летательных аппаратов легче воздуха большого объема и грузоподъемности на основе жесткой (каркасированной) схемы и принципиально новых методов их наземной и околоземной эксплуатации. Именно в этих областях, по утверждению А. Н. Кирилина -главного конструктора проектов, институт и фирма располагают хорошими научными и конструкторско-технологическими заделами и ноу-хау.
Число эксплуатируемых дирижаблей в мире еще не так велико, а военные уже довольно пристально изучают возможности их применения для решения собственных задач. МАИ располагает сведениями, что американская авиационно-космическая фирма “Нортроп” в 1995 году провела за свой счет обширные исследования возможности мобильной переброски дирижаблями из Америки в Европу войск быстрого реагирования и крупногабаритных грузов массой до 500 тонн. В качестве боевой единицы переброски рассматривается снаряженный полк. В Англии более двухсот офицеров центрального аппарата вооруженных сил также занимается изучением возможностей применения дирижаблей. Определенной базой служат уже созданные дирижабли “Скайшип-600”, “Сентинел-1000” и 40-местный “Сентинел-1240”. Специалисты NASA, Foodyear Aerospace , американской береговой охраны и министерства обороны Англии на основании проведенных ими исследований пришли к выводу, что в последующие 20 лет в мире потребуется более тысячи дирижаблей.
В Германии впервые за послевоенные годы создан летательный аппарат легче воздуха жесткой (каркасированной) схеме LZ №07, а в минувшем году образовано акционерное общество по созданию флота дирижаблей для перевозки тяжелых (100-450 т) крупногабаритных (длиной более 25 м, диаметром свыше 4 м) грузов на расстояния до 8.000 км.
Голландия приступила к реализации проекта 156-метрового аппарата жесткой конструкции “Навигатор” - как для военного, так и для гражданского применения. По проекту, “Навигатор” будет способен поднимать радиолокационную станцию с большой антенной на высоту 5.000 м, находясь там неделями, что делает его весьма привлекательным в плане обнаружения подводных лодок и общего наблюдения. Полагают, что один аппарат сможет перекрыть зону шириной до 250 км, а при установке более мощного радара - до 670 км, обнаруживая даже цели с малой радиолокационной заметностью типа крылатых ракет.
Гражданское использование “Навигатора” обещает заокеанские круизы, контроль морских трасс и каналов, береговую охрану, сопровождение судов, аэрофотосъемку и многое другое. Создатели проекта, видимо, не без оснований надеются, что найдется достаточное число желающих увидеть с высоты птичьего полета Большой Барьерный риф, Большой Каньон, Ниагарский водопад, пирамиды, Багамы... Нельзя упрекнуть отечественных специалистов военного дела за то, что они не заметили появления в небе России летательных аппаратов легче воздуха. На первые аэростатические “ласточки” и еще более - на солидные научно-технические заделы “Аэростатики” и МАИ обратили внимание в Военно-Воздушных Силах России. Перспективы применения дирижаблей оценил, в частности, заместитель главкома ВВС по вооружению - главный инженер ВВС генерал-лейтенант Юрий Клишин. Начато финансирование двух проектов аэростатических летательных аппаратов легче воздуха - дистанционно пилотируемого дирижабля малого объема для инструментальной разведки и многофункционального 8-местного дирижабля “А-300”, хотя выделенных средств в силу известных трудностей явно недостаточно, Из-за этого то и дело откладываются испытания малого “беспилотника”.
- Аэростатические аппараты, над которыми мы работаем, представляют собой летательные аппараты двойного применения, - говорит Александр Кирилин. - Они могут использоваться как в военных, так и в гражданских целях. В народном хозяйстве они применимы для геологоразведки, охраны рыбных акваторий, наведения морских судов на рыбные косяки, патрулирования автодвижения, разносторонней транспортной связи между отдаленными селениями северных территорий, Сибири, Якутии, Дальнего Востока. Традиционны для дирижаблей такие виды бизнеса, как реклама, телевизионная съемка, элитарный туризм.
- Не надо обладать большой фантазией, чтобы представить возможности применения дирижаблей в армии, авиации и на флоте. Разведка, ретрансляция сигналов связи и управления, поиск подводных лодок и обнаружение надводных кораблей, радиолокационный дозор, патрулирование прибрежных и пограничных районов, - думаю, это неполный перечень сфер деятельности дирижаблей в Вооруженных Силах, - замечает главный конструктор.
Не вечны финансовые трудности наших Вооруженных Сил. Думается, военные по достоинству оценят перспективы дирижаблей нового поколения. И, вполне возможно, они займут свою нишу на военной службе.
Виктор ХАМОВ, заслуженный работник культуры Российской Федерации.
http://ts.vpk.ru/www-vpk/izd/red_star/avia/030/dirigabl.htm