Бяка> Недавно смотрел фильм о производстве турбин. Ролс-Ройс. Одна лопатка турбины, весом в 2 кг, стоит 15 тыс. фунтов. Как автомобиль. Сделать её очень сложно.
Да, кстати о лопатках.
Весь рабочий диск ротора турбины ЖРД такой тяги (лопаточная часть турбины, без вала и лопаток насосов) - где-нибудь несколько кг и весит. Ну от силы первые десятки килограмм, надо полагать. Из которых на собственно лопатки приходится еще меньше - как бы не 10%. Рабочий диск турбины ТНА как бы
немного отличается от турбины ТРД в большинстве случаев.
Это не говоря о разнице в требованиях к ресурсу. И тепловые нагрузки на турбины ТНА - более умеренные, температура обычно в пределах 800-1200 К (причём в течение единиц минут, а не десятков часов), в отличие от
неохлаждаемых лопаток ТРД - где 1000 как бы не нижняя граница с незапамятных времён, а для 70-х норма около 1300 К. Собственно, от насосных турбин, в отличие от ТРД-шных, не требуется выжимать каждый процент КПД. Скорости вращения ротора тоже ограничены (уже насосами), так что в целом условия работы выглядят более мягкими.
К тому же, как меня учили на кафедре прочности, ракеты отличаются от большинства прочих конструкций тем, что могут себе позволить работать за пределом упругой деформации