a_centaurus> якорь не должен обладать чрезмерным запасом инерции. Проще говоря он должен быть максимально лёгким, абсолютно надёжным в перекрытии потока и обладать известными магнитными качествами для быстрой реакции на изменение магнитного поля, производимого соленоидом.
Возможно, было бы правильнее сначала изучить все-все-все об электромагитных клапанах, а потом только что-то пытаться сделать. Но время уйдет, все равно все урывками делается.
Поэтому я ограничился лишь одной статической зависимостью: тяговое усилие VS начальный зазор. Зависимость эта похожа на гиперболу, которую можно немного "подгибать", меняя форму торцевых поверхностей якоря. Оптимум - конус 90 градусов.
Электромагнит должен при миимальном весе иметь заданный ход якоря (2 мм) с требуемым усилием (оценено в 2 кГс).
Поковырявшись с вариантами, по технологическим соображениям была отвергнута схема с т.н. "пневмоусилителем" и выбрана т.н. "прямая" схема: якорь-клапан.
Поигравшись с размерами, вышел на диаметр якоря 8 мм и длину 20 мм, объем 1 куб.см, вес 8 граммов.
Каркас для соленоида латунный, с толщиной стенок (всех) 0,5 мм, габаритный диаметр 16 мм, высота 21 мм.
Альтернатива - фторопласт. Если удастся выточить с такой же толщиной стенок - будет хорошо. Пока боюсь.
Каркас одновременно является поверхностью скольжения для якоря.
Обмотка из провода диаметром 0,2 мм (0,24 в изоляции) позволяет намотать 1400 витков,
выдерживает ток 1 ампер (30 А/кв.мм). Предельной плотностью тока в обмотках реле кратковременного действия считается значение 35 А/кв.мм.
Цилиндрический наружный магнитопровод выполнен из водопроводной трубы, имеет толщину стенок 0,4 мм, сечение в 4 раза больше, чем сечение якоря. Габаритные размеры D18х25. Катушка с обмоткой весит 19 граммов., торцы магнитопровода - еще 9 граммов.
Итого электромагнит в нынешнем виде весит 41 грамм.
Резервы: удалять часть сечения магнитопровода, выигрыш еще 8-14 граммов.
Пока что буду вытачивать корпус клапана для макетного образца.
Проверить все в целом, измерить тягу сопла (хрен знает, какой там угол расширяющейся части...!!), а потом в действующих образцах экономить вес.
Проблемы ориентации и перегрузок: тяговое усилие 1,8 кГс, инерционная масса 8 г. (ну пусть 10).
Надо полировать трущиеся поверхности, оставлять запас 0,2 кГс на трение, и все будет в порядке. (блажен, кто верует)
С динамикой сложнее. Ток через катушку не может мгновенно достигнуть одного ампера.
Измерю индуктивность - станет понятно, какова постоянная времени и как ее уменьшать.
К сожалению, от меня до электромагнита 500 км. в течение ближайших двух суток.