Г.М.> Интересно, как тогда вообще эволюционировали взгляды командования ВМС на состав палубного крыла? А то получается (несколько утрируя, конечно), что под, скажем так, смежные задачи разрабатывалось "по самолету"... "Катлэсс" (истребитель-перехватчик) и "Скайрэй" (тоже истребитель-перехватчик, но несколько под иное "заточенный") в одном строю на палубе?
Что касается «Скайрэя» и «Катлэсса», то у них (как мы уже обсуждали ранее) и задачи и характеристики все же существенно разнятся. Первый – «защитник флота», проектировался как высокоспециализированный однодвигательный высотный перехватчик с большой скороподъемностью. Второй – более тяжелый и сложный, более универсальный.
Г.М.> А еще есть "Демон", тоже истребитель-перехватчик, тоже тяжелый по тогдашним меркам и с УР "Спарроу" (как и "Катлэсс"), плюс довольно маневренный, если по удельной нагрузке на крыло и тяговооруженности судить... Машины, конечно, не "один в один", но все же явно "соседствуют" в тактической нише ПВО соединения?
«Демон» - машина более поздняя, разработка началась в 1949, служба на палубах – с 1956; в период разработки рассматривался скорее как будущая замена F2H "Банши" от того же производителя (McDonnell). Реально же получилось так, что он скорее заменил «Катлэсс» - т.к. «Катлэссы» начали выводить из боевого состава как раз с марта 1956, а к концу 1957 г. полностью сняли с кораблей (в основном по причинам эксплуатационного характера), когда служба «Демонов» еще только начиналась.
Г.М.> И это не считая "Скайнайта", который тоже перехватчик, но узкоспециализированный. В общем, разунификация их совершенно не пугала, похоже...
У «Скайнайта» была своя специфика и «ниша» - хотя скорость была и поменьше, чем у «Демона», зато побольше были радиус действия и продолжительность патрулирования, а также были лучше взлетно-посадочные характеристики - что делало особенно привлекательным его использование в качестве ночного истребителя. В этом качестве в основном и использовался, плюс – с появлением более современных самолетов – многие «Скайнайты» были переоборудованы в самолеты РЭБ.
Г.М.> … это лишь фрагменты, не составляющие единого целого - картины развития истребительной авиации ВМС США во второй половине 40-х - первой половине 50-х... Интересно именно взаимовлияние этих программ друг на друга; связаны (и если "да", то как) "Банши" и "Пантера"; кого (и почему) должен был заменить "Демон" - "Катлэсс" или "Скайнайт... и т.д. и т.п.
Картина была, как видим, весьма «пестрая» и быстро меняющаяся – т.к. в тот период авиатехника вообще развивалась стремительно, новые самолеты очень быстро устаревали и замена требовалась буквально через 4-5 лет (а то и раньше)… соответственно, шел быстрый и непрерывный цикл разработки новых машин, их постановки на вооружение, эксплуатации - и снятия и замены новыми. При этом руководству флота оставалось лишь отслеживать ход развития событий и стараться следовать ему - заботясь, чтобы в любой момент времени на вооружении флота было достаточно много новых машин, удовлетворяющих последним требованиям момента. Разумеется о планировании на десятки лет вперед (как это пытаются делать в наше время) в тех условиях речь идти просто не могла.
При этом то, что машины шли от разных производителей и при этом создавалось определенное разнотипье и частичное «перекрытие» функций и характеристик, было скорее благом: во-первых, создавалась ситуация «подстраховки», во вторых – конкуренция между фирмами подстегивала прогресс, держала их «в тонусе» и создавала флоту лучшие возможности выбора.
«Банши» и «Пантера» - один из таких примеров, оба попали на вооружение и использовались параллельно довольно долго. Из личного опыта общения с ветеранами палубной авиации, воевавшими в Корее: «Банши» имел немного большую скорость, немного лучшую маневренность, но был более несколько «хрупким» чем «Пантера» - живучесть которой они оценивают чрезвычайно высоко.