Yuriy> Согласен. Сам только что хотел Вам это объяснить, но, оказалось, Вы уже знаете.
Как не знать...Я только не знаю какими причудливыми путями следует пытливый мозг опровергателя на пути к высосанному из пальца заключению: "Американов на Луне не стояло, потому что количество испытательных пусков ЛМ меньше, чем у Булавы". Расскажите...
перегрев2>> Строго говоря, при лёте проверяют только то, что нельзя проверить на Земле
Yuriy> Так и есть: именно для этого проводят летные испытания, и, как видите, их обычно делают довольно подробно - много чего нельзя проверить на Земле.
Да что Вы! А как же это?
Это ракета - просто бочка с двигателем. Чего там не испытать?
Мало того, что Вы сами себе противоречите через пост, так еще и демонстрируете поразительную способность к феноменально безграмотным обобщениям. "Принциперы Севера" покоя не дают?
Вот выкладываю ПРИНЦИПЕР
(ПРИНЦИПЕР...термин придуманный Север НН, для обьяснений на "пальцах",
простых истин...так чтобы это было понятно насатым...
а так же посетителям ветки в виде гостей и пользователей)
Последние ответы: SEVER NN
Ваше определение ракеты как "бочки с двигателем" стоит в одно ряду вот этим бессмертным текстом
так вот стоит столб...ну стоит и стоит
есть тень от него...конечно...
...теперь столб отодвигаем от наблюдателя...
и что же мы видим...а мы видим что столб уменьшился в размерах..
перегрев2>> и большое количество летных испытаний свидетельствует о недостаточно полном объеме наземной отработке.
Yuriy> эээ. Взаимоисключающие утверждения - "при лёте проверяют только то, что нельзя проверить на Земле" и "большое количество летных испытаний свидетельствует о недостаточно полном объеме наземной отработке". С одной стороны, вроде испытывают только то, что на Земле не испытаешь, с другой - испытывают в Космосе, потому что на Земле поленились.
В принципе Опаньки уже ответил, могу добавить только, что бывает когда программу ЛИ увеличивают в ходе ЛИ, повторяя пуски для проверки эффективности мероприятий по устранению выявленных дефектов. Методические подходы при назначении количества пусков ЛИ достаточно сложные и еще они здорово зависят от конкретного исторического периода с общей тенденцией к снижению. Техника не стоит на месте и если раньше для решения какой-нибудь задачи требовалось 10 испытаний, то сейчас можно обойтись одним. К примеру, программа ЛИ 15А18М составляла 17 пусков, программа ЛИ 15А30 составляла 28, вопрос - какая ракета получилась надежнее? Так что, количество пусков ЛИ как единственный и универсальный критерий оценки надежности РКТ используется исключительно представителями небольшой, но забавной популяцией человеческих индивидуумов. Тех самых, которые свято убеждены будто посредством глубокомысленного ковыряния в носу способны за пять минут разобраться в любой проблеме. А уж доказать, что амеры никуда не летали - так вообще, как два байта переслать....
Yuriy> Ну как же.
Yuriy> 1) Советский ЛМ.
Мимо, программу отработки советского ЛМ и американского даже сравнивать нельзя. Очень уж не патриотическая картинка получается. Сколько было проведено испытаний движка нашего посадочного модуля в объектовых условиях? Ноль, против 15 натурных ОИ в составе ЛМ? Список можно продолжить, но лучше
Крылова о принципиальных методических недостатках тогдашней системы отработки РКТ не скажешь
"Результаты анализа двух аварийных пусков комплекса Н1-Л3, а также статистика пусков других сложных ракетно-космических комплексов показывают, что существующая методика отработки ракетно-космических комплексов не обеспечивает высокого уровня их надёжности при выходе на ЛИ. Существующая методика наземной отработки РКК, в основном, аналогична методике отработки боевых ракет, которые, как правило, значительно проще РКК типа Н1-Л3. В то же время в процессе ЛИ боевых ракет расходуется несколько десятков изделий (от 20 до 60) для их отработки до требуемого уровня надёжности. При проведении ЛКИ тяжёлых РКК отсутствует возможность длительной лётной отработки с большим расходом ракет-носителей. Ввиду этого представляется целесообразным изменить принятый объём и характер наземной отработки этих комплексов к моменту выхода на ЛИ. По нашему мнению, новые методы наземной отработки тяжёлых РКК должны строиться на основе многоразовости действия и больших запасов по ресурсу комплектующих систем и агрегатов; проведения предполётных огневых испытаний двигателей и ракетных блоков без последующей переборки с целью выявления производственных дефектов и прохождения периода приработки".
Нетрудно заметить, что маршал предлагает, по сути, копировать американский подход. Забегая вперед скажу, что так и было сделано, многие вещи впервые использованные американцами были включены, как обязательные, в отечественные нормативные документы по разработке РКТ. Например, обязательным условием для ЖРД ПКК стало проведение огневых приемочных испытаний без переборки двигателя. Угадайте с трех раз, Юрий, кто до этого додумался первым?
Yuriy> 2) Булава. То, что можно испытать на Земле - испытано, что нельзя - испытано более подробно, чем у ЛМ.
Не смешите окружающих Юрий! Булава тем и характерна, что при ее создании были нарушены буквально все требования нормативной документации и существующей практики создания РКТ. Был пропущен, ранее обязательный, этап испытаний на глубоководном стенде, вопреки всем ГОСТам и РК была присвоена серийная литера КД и принято (и осуществлено) решение об организации серийного производства до завершения ОКР и т.д. Все это безобразие привело к позорным и досадным срывам. МХ был принят на вооружение после 12 пусков, 15Ж61 после 16ти, революционная 15А18М после 17ти, мы же, в 21 веке, лажаем при создании, скажем прямо, далеко не выдающегося образца ракетной техники. Провели 16 пусков и до сих пор комплекс не принят на вооружение. А все почему? Потому что не была проведена в требуемом объеме наземная отработка. Странно, что Вы об этом не знаете.
Yuriy> Пример с Булавой опровергает Ваш тезис: "если кто-то говорит, что ракетное изделие можно подвергнуть большой серии летных испытаний - это человек сумасшедший, невозможно, чтобы ракетное изделие подвергли длинной серии летных испытаний". Булава это опровергает. Булава полностью подтверждает мой тезис: "большая серия летных испытаний ракетного изделия - возможна, а те говорят, что это невозможно - сумасшедшие".
Во-первых, не надо приписывать мне то, что я не говорил.
Во-вторых, изделие РКТ можно подвергнуть сколь угодно большой серии летных испытаний. Можно даже подтверждать ВБР=0,98 проведением 980 успешных натурных пусков. Если ума нет. Человека подписавшего такую ПОН нужно даже не увольнять с работы. Его нужно сразу сажать. Лет на пять. Потому, что иначе как осознанное вредительством такую дурь квалифицировать нельзя.
В-третьих, пример с Булавой как нельзя лучше иллюстрирует (и подтверждает) мой тезис - недостаточный объем наземной отработки неизбежно приводит к увеличению дорогостоящих летных испытаний. При этом, количественные оценки надежности, при таком подходе, практически не увеличиваются.
перегрев2>> При чем тут гибель космонавтов? Вы путаете оценку надежности и оценку безопасности.
Yuriy> Речь шла о параметре "решатся ли власти послать корабль с такой безопасностью?".
Вы забыли добавить, что этот "параметр" Вы высосали из пальца.
Yuriy> Я утверждал, что афера возможна, потому что не решились послать такой корабль.
Кто и почему? Я напомню за движки - 0,997 у Сатурна и 0,89 у Гагарина. Если воспользоваться Вашей методой сомнительных аналогий, то ВБР=0,89 является (ретроспективно) порогом принятия решения о пуске. У амеров был солидный запас, не находите?
Yuriy> Вы - что такое полностью невозможно.
Абсолютно не возможно. Придуманный критерий, не имеющий ничего общего с реальным механизмом принятия решений.
Yuriy> Не перескакивайте на другие вопросы.
Почему? Может потому что, по "другим вопросам" возразить нечего?
Yuriy> Мы обсуждаем "решатся ли власти послать корабль с такой безопасностью?".
Yuriy> Вы заявили, что тут возможна оценка "объективная, техническая, лишенная субъективности", вот и расскажите, как тут будут искать "объективным, техническим, лишенным субъективности" образом порогового значение, ниже которого должна опуститься вероятность гибели, чтобы власти решились.
Рассказываю, для принятия решения достаточно обеспеченной ВБР=0,89. Пустили же Гагарина с такой надежностью?