Ещё один штрих к будущим новациям Рогозина.Очевидно много идей у него от отца Олега Константиновича Рогозина. До отставки и выхода на пенсию занимал должность начальника управления перспективных систем вооружений и первого заместителя начальника Службы вооружения Министерства обороны СССР.
В начале июня 2012 года в Государственную думу был внесен законопроект «О Фонде перспективных исследований» (ФПИ), который месяц спустя на заседании нижней палаты российского парламента представил депутатам вице-премьер Дмитрий Рогозин.
Как заявлено, ФПИ призван действовать как некоммерческая организация, его работа должна быть направлена на сопровождение прорывных высокорискованных исследований и разработок в интересах обороны и безопасности государства, модернизации Вооруженных Сил России и создания инновационных технологий.
Дорога к инновациям
О будущей структуре, которую успели наречь в СМИ аналогом американского Агентства передовых разработок (DARPA), пока известно немного, однако попробую изложить имеющиеся факты и оценить перспективы фонда.
Так, согласно законопроекту ФПИ будет формировать научные представления о возможных угрозах, критически значимых для обеспечения обороноспособности Российской Федерации, причинах их возникновения и путях устранения. Как предусмотрено в документе, фонд организует поиск и заказ на разработку, апробацию и сопровождение перспективных инновационных научно-технических идей и передовых конструкторских и технологических решений в области создания высокоэффективных систем вооружения, военной и специальной техники, производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения, осуществляет финансирование указанных мероприятий и проектов. То есть мы видим беспрецедентное событие в истории новой России. В чем же суть?
Уникальность ситуации заключается в следующем: впервые руководство страны пришло к осознанию того факта, что рыночная экономика в своем современном виде неспособна обеспечить инновационное развитие и делает невозможным создание и продвижение инновационных продуктов и прорывных технологий.
Пикантность же ситуации в том, что либеральная теория, сменившая коммунистические воззрения, в годы перестройки была объявлена единственно верной и правильной. Тогда ведущие экономисты и идеологи, такие как Егор Гайдар и Александр Яковлев, утверждали, что советская экономика плоха именно тем, что она плановая и неспособна отвечать вызовам времени так же, как и обеспечить граждан всем необходимым. С той поры прошло два десятилетия, и несмотря на наполнившиеся прилавки магазинов, путь инновациям оказался закрыт наглухо. Господствовал неолиберальный принцип, гласивший, что государство не должно вкладывать средства в какую-либо рассчитанную на длительную перспективу программу, а только в то, что даст гарантированную и быструю прибыль. А авангард прогресса составят многочисленные бизнесмены, входящие в средний класс, они-то и завалят страну различными ноу-хау и хай-теками.
Увы, практика свидетельствует – за 20 лет рыночной экономики в России не появилось ни одного прорывного или инновационного продукта. Бизнесмен, о котором так мечтали наши реформаторы, по своей природе органически не желает ставить на кон свой капитал. А увлечение инновациями – занятие непредсказуемое. Вероятность остаться без ничего крайне велика. Исследования, эксперименты и испытания требуют огромного количества ресурсов и времени и далеко не всегда заканчиваются успешно, поэтому деловые люди предпочитают вкладывать деньги в то, что уже имеется, многократно опробовано и проверено.
Подробнее:
Наш аналог DARPA: каковы его перспективы?