Ckona> составляю отчет.
Вообще, все это очень удивительно...
Очередные испытания по проекту «ПЕЛИКАН» состоялись 14 октября 2012 г.
Цели испытаний:
- проверка наземного оборудования: 50-литрового баллона и заправщика с тремя вентилями.
- проверка работоспособности модернизированного механизма разделения ступеней.
- проверка герметичности расходного бака со внутренним удерживающим кольцом.
- проверка и видеосъемка работы откидной мачты со стопором.
Стартовые параметры.
Масса первой ступени 1270 г., объем 20 литров, заправка 4,6 литра.
Масса второй ступени 560 г., объем 4,5 л, заправка 1,1 л.
Стартовое давление 5,1 ати.
При заправке вследствие неопытности был допущен перелив, избыток жидкости попал в воздушные емкости и остался ненужным балластом.
Разгон по стартовой трубке длиной 650 мм длился 0,27 с.(8 кадров). Разгон на водяной тяге длился 0,50 с.(15 кадров). Разделение ступеней произошло через 1,1 с.(33 кадра) с момента старта.
В момент старта имел место порыв ветра.
Статическая неустойчивость оказалась по сравнению с моментом инерции пустой первой ступени настолько сильной, что к моменту разделения ступеней ракета развернулась на угол более чем 90 градусов.
Вследствие аэродинамического подтормаживания жидкость во второй ступени сместилась к носу, открыв прямой выход сжатого воздуха. Сразу после расстыковки воздух вышел, а жидкость осталась. Поэтому разгон второй ступени после разделения отсутствовал.
При падении заправленная вторая ступень быстро развернулась хвостом вниз и падала в такой ориентации без кувырканий до открытия парашюта.
Внешне это выглядело примерно так: «расстыковка произошла, но двигатель на второй ступени не заработал».
При расстыковке откидной рычаг выбросил два парашюта первой ступени, а на второй ступени еще через 2/3 секунды сработал оптический датчик ориентации. Обе ступени спускались на парашютах.
Первая ступень упала в озеро и весело плавала там вместе с парашютами. Вторая ступень печально зависла на дереве соплом вниз. Удалось стряхнуть вторую ступень (немного не «перелетела»), а первая ступень переплыла озеро и постепенно была извлечена длинной палкой.
Итоги:
И1. Заправщик очень удачная штука, позволяет запускать ракету, сидя в шезлонге.
И2. Механизм разделения ступеней работает с очень небольшой задержкой.
И3. Технология откидной мачты принята.
И4. Новый 50-литровый баллон, заряженный до 8,5 атмосфер, позволяет запускать 20-литровую ракету со стартовым давлением 6 ати.
И5. Нестабильность данной конфигурации (с удлиненным расходным баком) не позволила осуществить полноценный запуск.
Выводы.
В1. Обеспечить удобное крепление вентильного узла заправщика.
В2. Провести повторный запуск для достоверного подтверждения нестабильности, которая превышает вращательную инерцию.
В3. Предусмотреть аэродинамическую стабилизацию первой ступени.
В4. Летать с электроникой еще рановато.
Ну и, конечно, веселый ролик.