RocKI> Жидкий вариант по-видимому проще в изготвлении и обслуживании. А какой УИ можно выжать из него?
Наооборот, tripropellent на основе двух жидких и одного твёрдого углеродно-водородного эффективного топлива, каким является парафин (теплотворные свойства практически равны этиловому спирту) проще и эффективнее bipropellent. По той простой причине, что парафиновая шашка - элемент абляционной защиты с КПД 100%. Ведь она производит тягу, возгоняясь...
А конструктивно (после перерасчёта параметров камеры, конечно) "цена вопроса" - грошовая и элементарная в технологии парафиновая шашка с углеродным стабилизирующим добавком. Причём с ней нет механических и термических проблем, как в схеме только ГРД. Она короткая, с толстым сводом в мощном теплоизолирующем стакане. А жидкое горючее получает добавочный коэффициент "усвояемости", распыляясь в хорошо прогретый канал твёрдого топлива с очень похожими на него самого характеристиками.
Теоретический Isp для пары Nox/Ethylic alcohol около 215 с. Для tripropellent около 217 s. В реальности не удалось получить расчётных значений (хотя об этом говорить не очень корректно, поскольку камера была расчитана для трехкомпонентной комбинации) Isp только для "жидка", в то время как для tripropellent это значение было получено на стенде. Но, в случае оптимизации параметров ЖРД цикла , думаю, что это значение вполне достижимо. Честно говоря, двигателю не хватило "раскрутки" в начальной фазе. Ведь масса всех 4 "стартовых шашек" всего 1 (один) грамм. Скорее всего диссоциация закиси в первый, самый "расходный" момент была НЕПОЛНОЙ. И, как следствие, неполным было и сгорание жидкого горючего.И догорала конденсированная из продуктов реакции фаза уже "на улице". И движок осциллировал в первые пол-секунды. Потом РП установился, сгорание улучшилось, но... поезд уже ушёл. Да и уголёк тоже закончился. Там ведь всего 70 мл спирта ( Это объяснение мне пришло в голову уже после написания ответа для ckona. Оно дополняет и проясняет картину).
Тем не менее даже в таком укособоченном варианте движок вполне пригоден для установки на ракету. Но, конечно, использован будет "tripropellent scheme". От добра - добра не ищут.
И, наверное, главный результат - доказательство возможности эффективного РП в ЖРД таких малых размеров. Бустерная парафиновая шашка превращает в реальность постройку ЖГРД малой тяги, годного не только для "показательных выступлений" на стенде, чем обычно заканчивается постройка "любительского" ЖРД, но и способного поднять ракету. Кстати тяговооружённость этого движка массой в 1000 г - 15 (25 в пике) :1. Так что по массе ракеты есть вполне солидный запас. По крайней мере в калибре 80 мм ракета выходит в 3 кг и расчитана для полёта с 200 г полезной нагрузкой на высоту до 1000 м.
Это сообщение редактировалось 04.12.2011 в 10:08