[image]

Твердые ракетные топлива карамельного типа ХII

 
1 138 139 140 141 142 232

CRC

втянувшийся

Sharovar> выгоднее, чем окислитель в сахаре, потому что окислителя в карамельных составах больше),

Разумно, и на "пирке" кажется уже обсуждалось Температура плавления снижается до 100С, скорость горения такая же как и всегда. Составы очень гигроскопичны. Забавно, можно использовать древесный уголь как катализатор горения.
   27.0.1453.9327.0.1453.93
+
-
edit
 

LEVSHA

опытный

Skyangel> Тестовый прожиг мотора. Топливо - KNO3 + сорбит + Al АСД-4 (65/35/14).
Skyangel> Добавка 14% алюминия дает прирост давления почти в 3 раза!
Из моих экспериментов.
Ситуация следующая если давление в двигателе выше некоторого порога ~ 30-50атм. то скорость горения карамели с алюминием скачком вырастает приблизительно до 20мм/сек.
У Serge77 на сайте выложены данные его экспериментов и в них тоже скорость горения порядка 20мм/сек.
   8.08.0

RocKI

опытный

Skyangel> За точность не ручаюсь - шкала на манометре видна не очень хорошо. :(

Мнээ... Что-то не понял,что у нас по оси Y ?
   28.0.1500.9528.0.1500.95
+
-
edit
 

Skyangel

опытный

Skyangel>> За точность не ручаюсь - шкала на манометре видна не очень хорошо. :(
RocKI> Мнээ... Что-то не понял,что у нас по оси Y ?

Давление в МПа...
   28.0.1500.9428.0.1500.94
AR a_centaurus #14.08.2013 19:00  @Skyangel#14.08.2013 18:04
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Skyangel>>> За точность не ручаюсь - шкала на манометре видна не очень хорошо. :(
RocKI>> Мнээ... Что-то не понял,что у нас по оси Y ?
Skyangel> Давление в МПа...

В таком случае пишут "arbitrary units". Некоторая величина изменяющаяся во времени... (может быть и P, но не калиброванная в метрологических единицах ).
10 МПа - 100 Атм. Это очень серьёзное давление, требующее специального дизайна корпуса и правильного выбора материалов. Про меры ТБ не говорим. А вот 5 МПа, уже можно "трогать" руками (шутка). На манометре нет контрольной стрелки, которая остаётся на максимальном значении давления, поэтому из-за параллакса сьёмки и плохого разрешения достоверное значение определить нельзя. Что-то между 3 и 10 МПа. Тем более манометр не специализирован для использования в атмосфере горячей двухфазной среды. Мог быть заброс стрелки. Поэтому данные испытания не достоверны и их можно использовать только для внутреннего употребления.
   12.012.0
+
-
edit
 

RocKI

опытный

Skyangel> Давление в МПа...
Прикольно. Замер давления всегда очень приблизителен. Я думаю нам интересней тяга, и померить её можно поточнее. А 10мПа это точно перебор.
   28.0.1500.9528.0.1500.95
+
-
edit
 

Skyangel

опытный

RocKI> Я думаю нам интересней тяга, и померить её можно поточнее. А 10мПа это точно перебор.
Да , перебор :) Ну а тягу сейчас, к сожалению, померить не представляется возможным.. :(
   28.0.1500.9528.0.1500.95
+
-
edit
 

Sharovar

втянувшийся

Несколько экспериментов с сорбито-сахарной карамелью на основе нитрата калия.
Приготовление топлива методом упаривания под вакуумом.
Компоненты ссыпаются +20% от общей массы воды, дальше при перемешивании нагрев, растворения составляющих и полная отгонка воды при 30 торр.
Собственно, эксперимент из ряда тривиальных, если бы не одно но.

Состав 1
70ч. нитрата калия/ 10ч. сахара/ 20ч. сорбита
Не льётся, как густое картофельное пюре.
Скорость горения тестового столбика 2.45 мм/с - не понравилось то, что при скатывании колбаски обнаружена тенденция к образованию трещин, 2 из пяти столбиков прогорели по центру. Селитры много, сорбита мало. Из зоны горения отделялись капельки жидкого шлака.
+ 0.025% ПАВ (SLES70, 1 единица деления инсулинового шприца по шкале в 1 мл 40 единиц на 100 грамм топлива) - скорость горения 3.10 мм/с, в остальном то же самое. Физические свойства - горячая масса стала более пластичной, не льётся.
+ 0.050% ПАВ (2 единицы на 100 грамм топлива) - скорость горения 3.40 мм/с. Горячая масса самовыравнивающаяся, льтьё удовлетворительное, но для мелких калибров не подойдёт.
***
Состав 2
65ч. нитрат калия/ 15ч. сахар/ 20ч. сорбит
Вязкость ненамного ниже, чем у предыдущего.
Скорость горения 2.95 мм/с. Фронт горения ровный, без капель шлака.
+ 0.025% ПАВ - скорость горения 3.15 мм/с.
+ 0.050% ПАВ - 3.30 мм/с, сгорело очень уверенно, без капель шлака.
Физические свойства аналогичны предыдущему составу, добавка 0.025% ПАВ делает массу пластичной, 0.05% - льющейся. Вязкость незначительно ниже, чем с 70% селитры.
***
Состав 3
60ч. нитрат калия/ 20ч. сахар/ 20ч. сорбит
Вязкость практически не отличается от предыдущих. По крайней мере, принципиальных различий не увидел, с уменьшением содержания селитры падает температура плавления топлива и всё, в разогретом виде отличий мало.
Скорость горения - 2.90 мм/с
+ 0.025% ПАВ - а вот тут сюрприз. Зафиксировать скорость не удалось, субьективно поджигается и горит очень уверенно, не хуже, чем без ПАВ, но фронт горения срывается. После удаления источника огня горит с полсекунды и гаснет. Грешил на влагу, но опасения на этот счёт не подтвердились.
+ 0.050% ПАВ - аналогичная ситуация, за тем исключением, что субъективная скорость горения заметно снизилась.
Таким образом, в более высокотемпературном составе с высоким содержанием селитры добавка ПАВ увеличивает скорость горения, а в низкотемпературном составе с низким содержанием селитры и глубоким отрицательным кислородным балансом даже незначительные добавки ПАВ приводят к потере устойчивости горения.
Все составы слегка желтоватые, несмотря на то, что температура не поднималась выше 150°С.
   
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Sharovar> Несколько экспериментов с сорбито-сахарной карамелью на основе нитрата калия.

Очень интересно!
Ты упаривал вместе с ПАВ или добавлял его после упаривания?
   3.0.193.0.19
+
-
edit
 

Sharovar

втянувшийся

Sharovar>> Несколько экспериментов с сорбито-сахарной карамелью на основе нитрата калия.
Serge77> Очень интересно!
Serge77> Ты упаривал вместе с ПАВ или добавлял его после упаривания?

ПАВ добавлялся в два этапа в уже готовые топлива.
Хотел заменить часть сорбита сахаром в надежде отказаться от катализатора, прикинув, что сахар чуть ускорит смесь, но пока минусов больше, чем плюсов.
При такой вязкости даже с ПАВ будет сложно залить длинный БС с L/D = 12...16 (именно залить, а не упаковать).
Прирост скорости горения незначителен, а значит снова есть риск, что трассер в БС может захлохнуть после выгорания основного заряда.
Изменение цвета - признак химической реакции. Сорбит более термостойкий, значит разлагается сахар, пусть там и 0.5% всего разложится, но мне такое топливо ни к чему.
Упариванием сорбитовой карамели 65/35 под вакуумом получил свои ранние результаты по скорости и вязкости, но без помола/просеивания селитры и просушки сорбита (исключены пылевые процедуры). По времени даже чуть быстрее. Шашки белые.
   
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Sharovar> ПАВ добавлялся в два этапа в уже готовые топлива.

А упаривать с ПАВ не пробовал?
Раньше ты кажется писал, что при упаривании ПАВ разлагался, но другой.
   3.0.193.0.19
+
-
edit
 

Sharovar

втянувшийся

Sharovar>> ПАВ добавлялся в два этапа в уже готовые топлива.
Serge77> А упаривать с ПАВ не пробовал?
Serge77> Раньше ты кажется писал, что при упаривании ПАВ разлагался, но другой.

Не помню, чтобы я писал о том, что ПАВ разлагается при упаривании. Мало того, упариваю во второй раз, в первый с натриевой селитрой, но там без пав. Сам SLES70 разлагается при температуре выше 200°С, с ним готовые топлива на сорбите после застывания и последующего разогрева своих свойств не теряют.
С ПАВ упаривать плохо - смесь сильно пенится и забивает вакууматор с патрубками намертво. Взболтать бутылку с шампунем или моющим для посуды - станет ясно о чём речь.
К тому же, добавив ПАВ на стадии приготовления топлива, невозможно взять референтные пробы без него из одного замеса.
   
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Как именно ты упариваешь? Сразу в вакууме? Или сначала без вакуума, а досушиваешь в вакууме? Перемешивание?

Мне всегда нравилось качество топлив, полученных упариванием, но все они получаются густыми, механическая мешалка их не берёт по-хорошему, а без перемешивания не упаривается. Приходится мешать вручную, что муторно. Теперь думаю, что можно в конце упаривания, когда начинает загустевать, добавить ПАВ, топливо ожидится и мешалка будет справляться. Как думаешь?
   28.0.1500.9528.0.1500.95
+
-
edit
 

Sharovar

втянувшийся

Serge77> Как именно ты упариваешь?
Пока вся фаза жидкая - кипит под небольшим разрежением. Так вода быстрее выкипает при низкой температуре и крышка не забрызгивается топливом, обычно бульканье слышно - если шумит сильно, лишнее разрежение стравливается. На впускном патрубке, как у флейты, ряд небольших отверстий, чем больше отверстий закрыто, тем сильнее разрежение в системе.
По мере того, как топливо густеет, вакуум углуб**
Приходится постоянно снимать крышку и перемешивать топливо, поскольку из-за интенсивного испарения под вакуумом воды, верхняя часть топливной массы становится рыхлой и охлаждается ниже температуры плавления, в то время, как нижние слои топлива находятся в расплаве. Крышка без фиксации, достаточно стравить разрежение в системе и можно снять.
Когда после очередного снятия крышки вижу, что масса практически не вспучилась, даю максимальное разрежение и снимаю с огня.
Возможно, имеет смысл добавлять ПАВ на этапе, когда топливо загустеет и станет нетекучим, когда большая часть воды уже отогнана. Но я не пробовал. Добавка ПАВ в жидкую фазу, с которой не удалена вода, под вакуумом неизбежно приведет к вспениванию топливной массы парами воды.
   
Это сообщение редактировалось 31.08.2013 в 13:47
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Понятно. Надо будет попробовать с перемешиванием без вакуума с ПАВ, может сбудется моя мечта)
   28.0.1500.9528.0.1500.95
+
-
edit
 

Sharovar

втянувшийся

И сколько без вакуума колдовать над карамелью придётся?
С разрежением отгонка занимает до 10 минут, можно и быстрее, но не так аккуратно.
   
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Sharovar> И сколько без вакуума колдовать над карамелью придётся?

С полчаса на полкило.
Колдовать нужно с вакуумом, тут нельзя отойти. А без вакуума - включил и оно само готовится. В это время готовлю формы для заливки.
   28.0.1500.9528.0.1500.95
+
-
edit
 

Sharovar

втянувшийся

Serge77> Колдовать нужно с вакуумом, тут нельзя отойти.
С горячей карамели в любом случае глаз не спускаю, что с вакуумом, что без.
***
1. Сорбитовая карамель состава 70/30 +25% сверху воды.
Упаривание под вакуумом при 130°С
1а. Скорость горения тестового столбика 2.35 мм/с, масса довольно вязкая, с большим трудом перемешивается.
1б. +0.025% sles70, 2.80 мм/с, ощутимое снижение вязкости и повышение пластичности, по консистенции как нежное пюре, но не текучее. Легко перемешивается шпателем.
1в. +0.050% sles70, 2.90 мм/с, самовыравнивающаяся поверхность, все пузырьки сами медленно всплывают, текучесть удовлетворительная, если прогреть сильнее - хорошая.
Во всех случаях образцы легко поджигаются, фронт горения очень ровный, без капель шлака, пламя бледно-фиолетовое, на конце слегка желтоватое. На холодной стальной пластинке конденсируется белоснежный налёт поташа. Спичка, внесённая в язык пламени, довольно быстро пережигается пополам.

2. То же самое состава 60/40.
2а. 2.45 мм/с, масса менее вязкая по сравнению с 70/30, но всё же довольно густая. Сложнее поджигается по сравнению с 70/30. Топливо более легкоплавкое. Пламя жёлтое, спичка не пережигается, только обугливается. На холодной стальной пластинке в одном месте конденсируется поташ, в другом - сажа.
2б. +0.025% sles70, сбой фронта горения. Образец поджигается, но при удалении источника огня сразу же затухает. На торце недогарка образуется чёрный лак (сажа). По консистенции примерно как (70/30 + 0.05% ПАВ).
2в. +0.050% sles70, достаточно текучий. С горением тоже отрицательный результат.

Итого:
1. Добавка ПАВ в карамельные топлива с ярко выраженным отрицательный кислородным балансом выступает в качестве ингибирующей добавки.
2. Введение ПАВ в карамельные топлива с положительным кислородным балансом выступает в качестве лёгкого катализатора.
3. Все топлива на базе сорбита и калийной селитры с содержанием сорбита от 30 до 40%, полученные методом упаривания, превышают по вязкости состав 65/35 сухого смешения с помолом селитры 85-250 меш. Добавка 0.05% ПАВ позволяет добиться текучести таких составов, полученных методом упаривания, но вязкость их всё-равно выше.
4. Составы, полученные методом упаривания, имеют значительно более высокую однородность в объёме по сравнению с топливами сухого плавления. Добавка ПАВ и последующее снижения вязкости расплава не приводит к осаждению селитры на дно посудины при отсутствии надлежащего перемешивания в случае топлив, полученных методом упаривания.

Ввиду вышесказанного, появляется возможность объяснить затухание трассера в бессопловых двигателях, заправленных 65/35 сорбитовой карамелью с ПАВ. Поскольку такие двигатели я заправлял трассером верх и оставлял в таком положении до отвержения, не исключён тот вариант, что после заправки топливо ещё некоторое время оставалось жидким, на протяжении которого часть селитры из верхней части заряда (трассер) успевала осесть в низкие пласты, и как результат состав трассера из 65/35 превращался в состав с более высоким содержанием сорбита, который, как выяснилось, в присутствии ПАВ теряет способность к стабильному горению при атмосферном давлении.
Поэтому теперь в составы с ПАВ селитры кладу больше.
   
RU SashaMaks #22.09.2013 23:56  @Sharovar#02.09.2013 14:32
+
-
edit
 

SashaMaks
SashaPro

аксакал

Итог лета 2013г

Два отбракованных корпуса двигателей с натриевой карамелью.

В первом случае видно, что горение начинается постепенно, выходя на максимум, а во-втором случае хорошо заметно сразу же быстрый набор мощности и поддержание его на протяжении всего выгорания шашки.

Хотя бы удалось получить более-менее постоянный закон горения.
А вот до полностью готового двигателя пока не добрался из-за "мелких" проблем...
   23.023.0
23.09.2013 15:02, RocketX: +1: Надо было хлебушка пожарить.:)))
+
-
edit
 

Sharovar

втянувшийся

Эвтектика состава 54% нитрата калия/ 21% нитрата натрия/ 25% нитрата кальция (температура плавления 133°С). Все реактивы марки "ч".
При упаривании с сахаром при атмосферном давлении смесь стабильна до 155°С.
При упаривании под вакуумом становится смолисто-чёрной уже при 135°С, начиная издавать запах горелого сахара.
То же самое происходит, если из упаренной при нормальных условиях отогнать под вакуумом всю воду.
Добавка поверх 1% пищевой соды на результат не влияет.
Есть основания считать, что гигроскопическая эвтектическая смесь нитратов при полном удалении воды из системы стремится забрать её из углевода. Напоминает процесс дегидратации сахарозы с помощью серной кислоты.
   
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Sharovar> Есть основания считать, что гигроскопическая эвтектическая смесь нитратов при полном удалении воды из системы стремится забрать её из углевода.

Да, похоже.
Я делал составы с тройной смесью нитратов в разных соотношениях и сорбитом. Сначала упаривал воду из смеси нитратов, не экономя на температуре, потом охлаждал до 120-140 и прибавлял сорбит. Все составы получались страшно гигроскопичными, дальше работать не захотел, только поизмерял скорости горения.
   3.0.193.0.19
+
-
edit
 

Sharovar

втянувшийся

Вчера столкнулся с занятной ситуацией.
Есть два отлитых слитка упаренной сорбитовой карамели.
Один с сахаром 68/7/25, второй без 68/32. У обоих в составе 0.05% пав, но, думаю, он тут не причём.
От обоих шашек мне нужны были кусочки, пока возился, положил оба куска недалеко от батареи отопления, стали еле тёплыми. Замотал в тряпку и хряснул молотком. На куске с сахаром осталась отметина, очень тяжело, но гнулся руками. Кусок без сахара раскололся от удара, остался твёрдым.
Думал, что вода. Расплавил, попробовал отогнать воду — сухой.
В чём прикол?
При 10°С хрупкие оба. Температура плавления сахарсодержащих карамелей всегда выше, чем на чистом сорбите.
   
+
-
edit
 

LEVSHA

опытный

Sharovar> Вчера столкнулся с занятной ситуацией.
Ты не первый. :D
В прошлом году делал испытания в специальном стенде, ломал тестовые палочки. Из сорбитовой карамели трескались как лед на много частей.
Снизу фото шашки с 10%сорбита, которая лежала летом в банке с силикагелем.
Прикреплённые файлы:
шашка_001.jpg (скачать) [1163x1124, 110 кБ]
 
 
   8.08.0
+
-
edit
 

Sharovar

втянувшийся

Вопрос не столько в хрупкости сорбитовой карамели, сколько в том, что сахар, по идее, не делает шашку эластичной, карамели на сахаре каменеют после остывания.
Логично предположить, что добавка сахара в сорбит должна была бы приволить к ухудшению пластических свойств связующего.
А тут немножко не так.
При температуре чуть выше комнатной хрупкость с добавкой сахара значительно снижается и это при том, что шашкам месяц уже.
Инфа, конечно, ещё будет перепроверяться, но вот факт зафиксирован.
Пока единственное, чем могу это объяснить — частичный гидролиз сахарозы на глюкозу и фруктозу, всё-таки упаривание предполагает достаточно продолжительный нагрев и кипячение.
   
Это сообщение редактировалось 08.10.2013 в 20:14
+
-
edit
 

LEVSHA

опытный

Sharovar> При температуре чуть выше комнатной хрупкость с добавкой сахара значительно снижается и это при том, что шашкам месяц уже.
У неё не хрупкость снижается, а она просто ведет себя как густая смазка с песком, то есть медленно деформируется, проявляя свойства жидкости.
А при ударе рассыпается.
   8.08.0
1 138 139 140 141 142 232

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru