Оборонно-проверенный комплекс
Вчера руководство Генпрокуратуры, Министерства обороны и Министерства промышленности и торговли провело первое совместное заседание коллегии, на которой обсуждалось состояние законности в оборонно-промышленном комплексе (ОПК). Выводы неутешительны: авиа- и судостроители вкладывают бюджетные средства в коммерческие банки с целью извлечения собственной выгоды, руководители отраслевых предприятий зачастую сами являются организаторами хищений, а Минпромторг от контроля выполнения целевых программ просто "самоустранился".
По словам генерального прокурора РФ Юрия Чайки, выступавшего вчера на коллегии, в результате проверок ОПК "вскрыты многочисленные факты завышения цены контрактов". В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) было возбуждено 48 уголовных дел, связанных с хищениями и преднамеренным банкротством предприятий. "Еще 43 материала находятся на стадии доследственной проверки",— добавил он.
В справочных документах, подготовленных ведомствами к заседанию (имеются в распоряжении "Ъ"), говорится, что по итогам проверок в 2012-2013 годах прокурорами было выявлено около 7 тыс. нарушений в сфере гособоронзаказа. Федеральной службой по оборонному заказу в 2013 году было выявлено нарушений на 35 млрд руб., из которых 14 млрд руб.— неправомерное использование средств. В интересах Минобороны в прошлом году не исполнено 87 госконтрактов, авансирование по которым проведено на 80%. Кроме того, по мнению проверяющих, корпорациями не выполнены уставные задачи по интеграции организаций в единый комплекс, а стратегические просчеты привели к "серьезным негативным последствиям".
Прокуроры установили, что финансовое состояние организаций ОСК ухудшилось:
выделяемые государством деньги для их оздоровления не использовались, а сама корпорация активно размещала их на депозитных счетах коммерческих банков. По данным прокуроров, за три года было размещено свыше 34 млрд руб., а полученные по ним в качестве процентов 200 млн руб. израсходованы на текущую деятельность и выплату премий.(О с..ка бизнесЪ! Какие корабли, зачем? Вот на эти 3 процэнта и живем!) Отмечено также, что слабая кадровая работа способствовала участию в хищениях непосредственных руководителей предприятий.
Например, в октябре 2013 года правоохранительные органы возбудили уголовное дело в отношении начальства Балтийского завода, которое, по их версии, незаконно передало коммерческим структурам имущества на 23 млн руб. А в Хабаровском крае возбуждено уголовное дело по факту хищения более 300 млн руб. с использованием вексельной системы — путем создания искусственного долга Амурского судостроительного завода перед компаний, зарегистрированной на Кипре.
В части военно-морского флота по состоянию на декабрь 2013 года сумма долга у исполнителей заказов составляет более 21 млрд руб.: нарушения выявлены, в частности, в Дальневосточном центре судостроения и ремонта, Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" и центре судоремонта "Звездочка". Последнее предприятие является еще и фигурантом уголовного дела о хищении средств: вместо надлежащего оборудования при ремонте одного из кораблей использовался контрафакт. "Мы проанализируем предъявленные претензии, а по тем позициям, с которыми мы будем не согласны, готовы приводить контраргументы",— заявили вчера "Ъ" в ОСК, комментируя разгромные итоги проверки.
Вчера руководство Генпрокуратуры, Министерства обороны и Министерства промышленности и торговли провело первое совместное заседание коллегии, на которой обсуждалось состояние законности в оборонно-промышленном комплексе (ОПК). Выводы неутешительны: авиа- и судостроители вкладывают бюджетные средства в коммерческие банки с целью извлечения собственной выгоды, руководители отраслевых предприятий зачастую сами являются организаторами хищений, а Минпромторг от контроля выполнения целевых программ просто "самоустранился".
// www.kommersant.ru