уководитель проекта 11356 Роман Федюнин (на снимке) окончил судостроительный факультет Калининградского государственного технического университета в 2004 году. Сразу же пришёл работать на «Янтарь» - строителем кораблей, а уже через шесть лет стал руководителем самого масштабного (по количеству корпусов) проекта предприятия: профессия инженера-судостроителя сегодня в России и востребованная, и перспективная.
История проекта 11356, - рассказывает Роман Федюнин, - идёт от советских сторожевых кораблей проекта 1135 и пограничных СКРов проекта 11351 «Нерпа». Собственно говоря, и сегодня корабли, которые строятся у нас, по всем документам проходят как сторожевые корабли: фрегаты – это больше для прессы. На базе этих кораблей питерское Северное проектно-конструкторское бюро разработало новый проект, на который внедрило новые образцы вооружения, военной техники, энергетических установок. Первоначально СКР разрабатывался и строился на экспорт – для ВМС Индии. Представители нашего Военно-морского флота принимали участие в испытаниях и сдаче построенных как на Балтийском заводе (первая тройка), так и у нас (следующие три корпуса) заказов. Флот увидел, что корабли эти отработанные, промышленности понятные, кооперация по ним сложена, его представители наблюдали весь цикл их изготовления, разобрали тактико-технические характеристики, осмыслили задачи, которые они смогут решать… И в августе 2009 года главнокомандующим ВМФ России было принято решение: на базе индийского проекта в сжатые сроки, быстро и качественно создать для нашего флота корабли, способные закрыть дыры, образовавшиеся после списания СКРов проекта 1135.
Сегодня наш заказ востребован ВМФ России – заказана серия из шести корпусов. Тем не менее перспективы проекта неоднозначные: сейчас сделан упор на унификацию – флот ориентирован на создание более стандартных носителей для существующих образцов вооружения. Сегодня Северное ПКБ разрабатывает планы дальнейшего развития проекта 11356, но будут ли эти планы одобрены на уровне Министерства обороны – покажет будущее.
Корабли калининградской постройки – не единственное пополнение для ВМФ России. В Санкт-Петербурге, на «Северной верфи», строятся фрегаты проекта 22350. Заключены контракты на постройку восьми кораблей, в планах – продолжение серии. Но это корабли другого плана: даже по водоизмещению они стоят между строящимися на «Янтаре» СКРами и эсминцами 956 проекта, соответственно и набор вооружения у кораблей разный.
Автономность наших сторожевых кораблей по запасам продовольствия – 30 суток. Полный ход в воде температурой 15 градусов – 30 узлов, экономический ход – 14 узлов. Мореходность кораблей вполне позволяет им выполнять задачи в Восточном Средиземноморье, даже базируясь на Балтике, но в последнее время есть информация, что все построенные у нас корабли попадут служить на Черноморский флот.
Хотелось бы отметить влияние, которое оказало строительство серии этих фрегатов на завод. Значение заказа переоценить сложно, причём по разным направлениям: в плане загрузки мощностей, экономической стабильности, социальном плане и даже в вопросах престижа. Выполнение этих контрактов позволит заводу на том фундаменте, который заложен при строительстве индийской серии, продолжить развитие своего технического потенциала, в особенности это касается повышения квалификации и роста профессионализма персонала. Не в последнюю очередь благодаря этому заказу Министерства обороны проект запустил процесс и технического перевооружения завода: на сегодняшний день «Янтарь» включён в целевую программу развития предприятий ОПК, реализация которой уже началась. Кроме того, контракты – это гарантированные рабочие места, развитие и имидж региона. Строительство фрегатов проекта 11356 закрепляет за заводом место в ряду ведущих предприятий отрасли.
Молодёжь к нам на предприятие приходила, приходит и будет приходить! «Янтарь» смело можно назвать градообразующим предприятием, мы – основной налогоплательщик, у которого к тому же есть дальнейшие перспективы: заводу есть куда расти. Конечно, тяжело прийти на производство с университетской парты, но наш завод очень специфическая организация, у которой расширены инженерные направления работы, так что у молодёжи с высшим образованием есть возможность найти работу по своей квалификации. Сложнее с рабочими кадрами: во всей отрасли не хватает людей со средним специальным образованием, и «Янтарь» не исключение. Нужны сборщики, сварщики, трубопроводчики. Очень проблемным является трубомонтажный цех: техникумов или иных учебных заведений, готовящих трубопроводчиков, в стране просто нет! С целью подготовки рабочих этой специальности на базе нашего техникума (бывшего лицея) мы уже второй год подряд делаем набор в соответствующие группы. «Янтарь» всеми путями в плане кадровой политики пытается снивелировать отсутствие специалистов-судостроителей.