Москва. 29 октября. INTERFAX.RU - Ракета-носитель "Антарес", которая должна была вывести на орбиту космический корабль Cygnus с грузом для международной космической станции (МКС), взорвалась сразу после старта с космодрома в штате Вирджиния (США).
Авария ракеты-носителя транслировалась в прямом эфире на сайте НАСА.
Авария произошла примерно на 10 секунде после старта во время работы двигателей первой ступени. Судя по кадрам трансляции старта, взорвался один из двигателей.
Источник "Интерфакса" в российской космической отрасли заявил, что авария "Антареса" нарушила график обеспечения американского сегмента МКС.
"Cygnus должен был доставить на МКС порядка 2-х с половиной тонн различных грузов для американских астронавтов - воду, кислород, продукты, оборудование и топливо. Авария нарушила эти планы", - сообщил источник.
Он при этом отметил, что на МКС есть определенный запас продуктов и воды. А в декабре к МКС должен отправиться еще один американский грузовой корабль Dragon компании SpaceX. Он стартует на другом носителе и с другого космодрома.
"Судя по всему, авария ракеты "Антарес" сильно повредила стартовый комплекс. Вряд ли последствия устранят быстро. Думаю, следующий старт отсюда будет возможен не ранее весны - лета следующего года. Поэтому не исключено, что американцы попросят российскую сторону выделить грузовой корабль ("Прогресс") для доставки грузов на свой сегмент", - сказал собеседник агентства.
Первая ступень взорвавшейся ракеты "Антарес" производится на Украине; в ней используются доработанные советские ракетные двигатели НК-33
Высота ракеты – 40 метров, диаметр – около 4 метров. В ее первой ступени использованы двигатели НК-33, разработанные самарским предприятием "СНТК имени Кузнецова". Американская компания Aerojet модифицировала их для установки на Antares.
Авария американской ракеты-носителя Antares может быть вызвана проблемами в двигателе, заявил специалист по политике в области космоса, заслуженный профессор Университета им. Джорджа Вашингтона Джон Логсдон.
«Двигателями являлись обновленные ракетные двигатели, изначально предназначенные для использования на советской ракете-носителе Н-1 более чем 40 лет назад», – рассказал Логсдон РИА «Новости».
Вместе с ракетой Antares взорвался Cygnus – частный американский автоматический грузовой космический корабль снабжения
Двигатель НК-33 разрабатывался для лунной ракеты Н-1, выпускался с начала 1970-х годов и продается в США по программе МКС для ракет-носителей Antares.
"Мы пока не знаем, неисправность какой части ракеты стала причиной катастрофы. Двигатель Antares ранее прошел все ступени тестирования, не было замечено никаких проблем. Двигатели этой модели тестировали и в России", – сказал Фрэнк Калбертсон, вице-президент компании Orbital Sciences.
Для расследования причин аварии создана специальная комиссия, в которую войдут представители NASA и компании Orbital Sciences, которая построила ракету и корабль.
Во входящем в структуру NASA Космическом центре имени Джонсона в Хьюстоне сообщили, что Antares был оснащен двигателем AJ-26, модификацией российского двигателя НК-33. Ракета-носитель Antares — собственная разработка корпорации Orbital Sciences, частично производится на Украине.
...
В NASA сообщили, что людей в момент запуска рядом со стартовым комплексом, как и положено, не было, и пострадавших нет. Значительный ущерб нанесен самой пусковой площадке на Уоллопсе. Не исключено, что следующий старт будет возможен не ранее весны-лета следующего года.
Академик Российской академии космонавтики имени Циолковского, главный редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Маринин отметил, что двигатели этого типа довольно надежные и сбой мог произойти из-за того, что американская сторона внесла в агрегат свои изменения.
«Американцы начали их (двигатели) не только испытывать, но и адаптировать под свою ракету. То есть они вели доработки довольно серьезные и присвоили им свое название. Получился двигатель уже американский. Американцы так сэкономили, не стали производить свой двигатель, купили наш очень хорошего качества и воспользовались специалистами Днепропетровска, которые освободились от заказов на “Зениты”, потому что наши перестали “Зениты” заказывать, и начали делать эту первую ступень», — сказал эксперт РИА Новости.
По его словам, на каком-то этапе адаптации и модификации двигателя под американскую программу произошел сбой. «То ли это трубопровод, то ли это в бак попало что-то постороннее, потому что баки тоже на Украине делают, но двигатели проверяются, потому что имеют возможность многократно включаться, поэтому они проверялись и здесь в России, и в Соединенных Штатах, и даже перед пуском. Так что тут какая-то внешняя причина, а не сам двигатель», — пояснил Маринин.
В свою очередь, вице-президент и исполнительный директор Orbital Sciences Фрэнк Калбертсон подчеркнул, что двигатели перед стартом прошли все необходимые проверки. «Данная модель двигателя — очень прочная и надежная, и она подвергается тщательному тестированию… Эти двигатели также прошли через обычную проверку. Каких-либо нареканий к их техническому состоянию не было», — приводит его слова газета Washington Times.
В августе 2014 года на площадке в посёлке Винтай прошли новые испытания двигателя НК-33 специалистами ОАО «Кузнецов» при участии специалистов американской двигателестроительной компании «Аэроджет Рокетдайн». В изделие были введены новые узлы камеры сгорания: коллектор и некоторые детали агрегатов двигателя[4]. Общая наработка по итогам трёх стендовых проверок составила 616 секунд. Двигатель отработал успешно, подтвердив все требуемые параметры
AJ-26 — семейство разработанных компанией Аэроджет и лицензированных в США модификаций двигателя НК-33 (AJ26-58, AJ26-62) для использования на американских ракетах-носителях (в том числе Antares), создаваемых путём снятия некоторой оснастки с оригинальных НК-33 (из числа 37 экземпляров, приобретённых у СНТК им. Н. Д. Кузнецова), добавления американской электроники, проверки двигателя на совместимость с производимым в США топливом, а также оснащения карданным шарниром для управления вектором тяги (аналогично НК-33-1)[8][9].
Первый полет ракеты Antares с двумя двигателями AJ-26 состоялся 21.04.2013
"Антарес" является двухступенчатым жидкотопливным ракетоносителем, предназначенным для запуска полезных грузов весом до 7 т на низкие околоземные орбиты.
Первую ступень "Антареса" спроектировало "КБ "Южное" и изготовило "ГП "Южмаш" в соответствии с контрактом, заключенным с Orbital Sciences в 2008 г. сроком до 2019 г. Объем работ "КБ "Южное" — разработка и контроль изготовления емкостей для топлива, баков высокого давления, клапанов, датчиков, системы подачи горючего и питания, труб, проводов и другого связанного с ними оборудования первой разгонной ступени ракетоносителя.
Первая ступень ракетоносителя оснащена двумя ракетным двигателями AJ-26-62, доработанными американской компанией Aerojet на основе двигателя НК-33, предоставленного российской компанией "Объединенная двигателестроительная корпорация" и разработаного в 70-е гг. прошлого века для проекта сверхтяжелой ракеты Н-1 нереализованной советской Лунной программы. Вторая ступень оснащена твердотопливным двигателем Castor-30, разработанным американской компанией "ATK".
Программа "Таурус-II" – реализация планов компании "Орбитал" (США) по выводу на рынок пусковых услуг ракет-носителей среднего класса для доставки грузов на МКС.
ЮЖМАШ производит центральный блок первой ступени к РН "Таурус-II". Диаметр ступени – 3,9 м.